Управленческий учет для бизнеса:
решения для бизнеса, управленческий учет, бюджетирование, бизнес процессы - разработка и оптимизация.
+7 (495) 646-26-77
c 10.00 до 18.00
Михайловский проезд д.3, стр.66
Волгоградский проспект

Затраты на качество

Автор:    |   04.02.2014   |   Комментариев: 0

Чтобы успешно соперничать в современной глобальной конкурентной среде, компании все больше ориентируются на потребителя и главным приоритетом в своей деятельности считают удовлетворение потребителей. Потребители требуют все более высоких уровней обслуживания по параметрам затрат, качества, надежности, своевременности доставки и разнообразия новых продуктов. В святи с этим качество становится одним из ключевых конкурентных показателей и поэтому побуждает бухгалтеров и аналитиков все активнее заниматься обеспечением информацией, относящейся к качеству продуктов и услуг, а также к видам деятельности, требующимся для их производства. В Великобритании относительные расходы на качество колеблются в диапазоне от 5 до 15% общих поступлений компании от реализации ее продукции. При такой доле отказ от плохого качества может привести к существенной экономии и повышению поступлений.

Комплексное упрощение качеством

Комплексное упрощение качеством (TQM) – это термин, используемый для описания ситуации, когда все бизнес-функции направлены на обеспечение постоянного повышения качества. Многие компании в настоящее время взяли на вооружение этот подход. Постепенно комплексное управление качеством становится все более широким подходом, а на первых порах основное внимание уделялось лишь статистическому отслеживанию производственных процессов. Далее в ходе непрерывного улучшения, связанного со своевременной доставкой продуктов или услуг все более высокого качества, последовал переход к ориентации на потребителе. Если еще в 1980-е гг. большинство европейских и американских компаний рассматривали качество как дополнительные расходы на производство, то уже в конце того десятилетия они начали понимать, что на самом деле качество позволяет экономить деньги. Философия, при которой пред-почтение отдавалось объему продукции перед качеством, приводила к накоплению больших запасов на каждом производственном этапе, что позволяло гарантировать непрерывность работы при сбоях поставок, вызываемых плохим качеством на предыдущих этапах производства, но вызывала излишние расходы на инспекцию, повторные работы, удаление отходов и гарантийное обслуживание. Со временем компании поняли, что дешевле выпускать продукцию такой, как нужно, с первого раза, чем тратить дополнительные ресурсы на обнаружение брака, проведение повторных работ, отправку брака в утиль и обрабатывать возвращаемые потребителями товары. Другими словами, основным содержанием подхода на основе комплексного управления качеством является проектирование высокого качества и встраивание его во все процессы, вместо ориентации на проверки и инспектирование, т.е. происходит переход к устранению причин, вызывающих плохое качество, вместо его выявления.

Категории расходов

Системы управленческого учета могут помочь организациям решать задачи обеспечения требуемого качества, предоставляя широкий диапазон отчетов и показателей, которые мотивируют менеджеров измерять и оценивать свои усилия по повышению качества. Сюда включаются как финансовые, так и нефинансовые показатели. В настоящее время многие компании не знают, сколько они тратят на качество. Чтобы показать общие затраты организации на производство товаров или предоставление услуг, которые не соответствуют требованиям по качеству, необходимо составлять отчеты о расходах на качество. В этих отчетах следует указывать четыре категории расходов:

  1. Затраты по предупреждению – это расходы, понесенные на то, чтобы выпуск продукции соответствовал спецификации. Они включают расходы на планово-предупредительное техническое обслуживание оборудования, планирование качества, подготовку персонала и дополнительные затраты на приобретение исходных материалов более высокого качества.
  2. Затраты на проведение оценивания – это затраты, понесенные для того, чтобы удостовериться, что материалы и продукты отвечают стандартам качества. Сюда входят расходы на инспектирование закупаемых деталей, незавершенного производства и готовой продукции, проведение аудитов качества и исследований на уровне потребителей.
  3. Затраты при внутреннем обнаружении недостатков – это расходы, связанные с материалами и продуктами, которые не отвечают установленным стандартам качества. Сюда входят расходы, понесенные до того, как продукт отправлен заказчику, и включают затраты на отправку в утиль, повторные работы, а также простои в работе, вызванные поломками.
  4. Затраты при внешнем обнаружении недостатков – это расходы, понесенные в том случае, когда заказчики возвращают некачественные продукты. Сюда входят расходы на обработку жалоб заказчиков, замену продуктов по гарантии, ремонтные работы возвращенных продуктов, а также снижение репутации компании.

В практическом примере 1 показаны типичные расходы, приводимые в отчете по качеству. Обратите внимание, что некоторые из статей в отчете являются оценочными. Например, неполученный вклад в прибыль от упущенной реализации из-за плохого качества оценить очень трудно. Тем не менее, неполученный вклад в прибыль может быть значительным, и поэтому целесообразнее включить оценку этой статьи, чем вообще исключить ее из отчета. Выражая каждую категорию расходов в процентах поступлений от реализации, можно сравнить полученные результаты с предыдущими периодами, другими структурами бизнеса или подразделениями в одной компании. Такое сравнение может помочь выявить области возникновения проблем. Например, текущий уровень удовлетворения потребителей можно определить из сравнения некоторых категорий затрат с аналогичными данными по другим компаниям.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР 1

Расходы, указываемые в отчете о качестве

 

Тыс. руб.

 

% поступления от реализации (при выручке 50 млн. руб.)

Затраты по предупреждению:

 

 

 

    Подготовка сотрудников по вопросам качества

1000

 

 

    Анализ поставщиков

300

 

 

    Инжиниринг качества

400

 

 

    Предупредительное техническое обслуживание

500

 

 

 

 

2200

4,4

Расходы по проведению оценивания:

 

 

 

    Инспектирование полученных материалов

500

 

 

    Инспектирование незавершенного производства и готовой продукции

1000

 

 

    Проверка оборудования

300

 

 

    Аудиты качества

800

 

 

 

 

2600

5,2

Затраты при внутреннем обнаружении недостатков

 

 

 

    Отправка в утиль

800

 

 

    Повторные работы

1000

 

 

    Простои в работе из-за проблем, связанных с качеством

600

 

 

    Повторные проверки продукции

400

 

 

 

 

2800

5,6

Затраты при внешнем обнаружении недостатков

 

 

 

    Возвраты потребителями

2000

 

 

    Возвраты точками реализации

1000

 

 

    Ремонты по гарантийному обслуживанию

800

 

 

    Обработка жалоб потребителей

500

 

 

    Неполученный вклад в прибыль из-за упущенной реализации

3000

 

 

 

 

7 300

14,6

 

 

14 900

29,8

 

Расходы на составление отчета о качестве могут использоваться как механизм привлечения внимания менеджеров высшего уровня компании к тому, сколько тратится в организации на поддержание качества. Этот отчет также может указывать возможности на сокращение расходов по обеспечению качества за счет более рационального распределения затрат по четырем указанным категориям. Например, за счет больших затрат на пофилактическое техническое обслуживание можно в значительной степени сократить расходы, приходящиеся на категории затрат при внешнем / внутреннем обнаружении недостатков, в результате чего общие расходы на обеспечение качества могут быть снижены. Также за счет проектирования продуктов и процессов с более высоким качеством можно снизить оценочные расходы, поскольку при таком подходе требуется меньше проверок.

Затраты по предупреждению и оценочные расходы иногда называют расходами на обеспечение качеств, а затраты при внешнем / внутреннем обнаружении недостатков – расходами из-за несоответствия качеству. Расходы на обеспечение качества тратятся с целью исключения расходов, вызываемых появлением продукции, не соответствующей стандартам качества. По своей сущности они относятся к категории дискреционных, так как могут и не тратиться, в то время как расходы из-за несоответствия требованиям качеству – это результат производственного брака, и они могут быть снижены только за счет увеличения расходов на обеспечение качества. Оптимальное выделение средств на расходы на обеспечение качества достигает тогда, когда общие расходы, выделяемые по статье обеспечения качества, становятся минимальными. Это мажет быть достигнуто и тогда, когда полного (100%) соответствия требованиям качества нет. На практике измерить точно все расходы по качеству (особенно неполученный вклад в прибыль из-за упущенной реализации) и определить оптимальные инвестиции в расходы на обеспечение качества невозможно. Однако некоторые специалист утверждают, что оптимальным вариантом следует считать политику достижения нулевого брака. В этом случае основное внимание в организации уделяется непрерывному совершенствование, а конечной целью является полное отсутствие брака и устранение затрат при внешнем / внутреннем обнаружении недостатков.

При политике нулевых дефектов процентные показатели не применится, поскольку и при маленькой процентной ставке брака число бракованной продукции в абсолютном измерении может быть большим. Например, ставка брака в 1% при объеме продукции в 1 млн. ед. дает 10000 бракованных единиц. Чтобы преодолеть ограниченность показателей, выражаемых в процентах, степень достижения нулевого брака измеряется числом бракованных единиц на один миллион выпушенных единиц (PPM), позволяющим не скрывать за низкими процентными цифрами больших абсолютных значений. Таким образом, использование вместо ставки брака в 1% показателя PPM в 10 000 скорее приведет к принятию каких-то корректирующих действий и нагляднее покажет тенденции в изменении этого показателя брака

Помимо использования нефинансовых показателей, в качестве механизма, позволяющие различать случайные и неслучайные отклонения в операционных процессах, также применяются карты статистического контроля качества. Контрольная карта – это графическое представление серии последовательных наблюдений за операциями, предпринятых через регулярные интервалы времени для того, чтобы убедиться, находится ли партия выпускаемых изделий в границах заранее установленных параметрах. Обычно выборки из анализируемого производственного процесса выбираются на основе часового или суточного интервала. При этом вычисляется среднее значение, а иногда размах значений выбранных наблюдений, которые наносятся на карту контроля качества. Каждое наблюдение наносится относительно заранее установленных точек, относящихся к ожидаемому распределению. Считается, что целесообразно исследовать только те наблюдения, результаты которых выходят за установленные границы.

Опубликовано: 04.02.2014   |   Комментариев: 0   |   Автор:

Затраты на качество: 0 комментариев

Оставить комментарий

Подписаться на новости
Только новости блога и ничего лишнего
Форма
Обратный звонок

Ваше имя


Ваш телефон


ИЛИ


Ваш E-Mail


Сообщение


×