Кто несет ответственность за организацию и работу аварийно-спасательной службы ЖКХ
Согласно № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах» специализированные организации обязаны проводить работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывать и реализовывать планы их предупреждения.
В обязанности управляющей компании входит организация аварийного обслуживания инженерных сетей. Есть два способа выполнить эту задачу:
- Создание собственной аварийно-диспетчерской службы (АДС);
- Контракт с третьим лицом.
Управляющие компании (УК) и органы местного самоуправления (ОМСУ) могут создавать совместные диспетчерские и аварийно-диспетчерские службы, работающие в пределах жилого комплекса, микрорайона, административного района. Кроме того, единые службы создаются совместно местным самоуправлением и МЧС, водопроводно-канализационным хозяйством, Энергосбытом, гарантирующими поставщиками услуг и контролирующими организациями.
АДС должен занимать отдельное помещение, где размещаются операторы, иметь склад для аварийного запаса материалов и оборудования, средств индивидуальной защиты, необходимых транспортных средств и специального оборудования. АДС административно и оперативно подчиняется начальнику или главному инженеру, руководство осуществляет старший диспетчер.
Основные функции аварийно-спасательной службы ЖКХ
Постановлением Правительства РФ от 27.03.2018 № 331 внесены изменения в регулирование деятельности АДС. Согласно новой редакции, в обязанности аварийно-диспетчерской службы входят следующие задачи:
- Ежедневный мониторинг состояния инженерных систем МКД;
- Проверка качества коммунальных ресурсов;
- Круглосуточный прием и исполнение заявок;
- Аварийные и превентивные меры безопасности.
Новый порядок обязывает диспетчера отвечать на телефонные звонки в течение 5 минут и принимать меры не позднее 10 минут после получения звонка, голосового или электронного сообщения.
Структура подразделения
Законодательство не определяет жесткого штатного расписания АДС. Начальник АДС (или главный инженер) подчиняется руководителю управляющей организации. В обязанности ответственного лица входит осуществление профилактических и оперативных мероприятий, управление персоналом.
В дневное время на посту управления АДС должен находиться старший диспетчер; в случае возникновения чрезвычайной ситуации ему можно позвонить в любое время суток. Диспетчеры координируют деятельность АДС, ведут журнал заявок, следят за сроками выполнения заявок, контролируют наличие запаса материалов.
В состав технического персонала входят слесари, электрики, электрики, сантехники. Штатное расписание составляется с учетом обеспечения бесперебойной круглосуточной работы. Дежурный персонал доступен круглосуточно. В случае возникновения аварийной ситуации запрещается сдавать смену до устранения аварии или до особого распоряжения начальника АДС.
В каких случаях жители МКД вызывают экстренную службу
Аварийные ситуации в коммунальных системах жизнеобеспечения могут возникать как в пределах одного жилого дома, так и на участках городских сетей. Наиболее распространенные проблемы в ЖКХ, попадающие в сферу деятельности аварийно-спасательных служб:
- Системы водоснабжения: нарушения в работе водонапорных башен, распределительных сетей, насосного или водоочистного оборудования.
- Канализация: выбросы загрязняющих веществ, засоры, коррозионные повреждения.
- Утечка газа: разрушение и разрыв внутридомовых и распределительных газопроводов, неисправности в распределительных пунктах.
- Источник питания: повреждение линии.
- Теплотрассы и котельные зимой: износ или выход из строя оборудования из-за перепадов давления или температуры.
Резиденты МКД имеют право обратиться в АДС:
- Без предупреждения отключили горячую или холодную воду;
- Квартира залита водой;
- Нет электричества;
- Пониженная температура воздуха и горячей воды зимой;
- Запах газа или дыма в подъезде;
- Засор канализации.
ADS также примет меры в следующих ситуациях:
- Неисправность мусоропровода;
- Короткие замыкания, выход из строя электроприборов в местах общего пользования;
- Дверь в техническое помещение была сломана;
- Подвальное помещение с подогревом;
- Течь крыши;
- Повреждения водосточных труб, элементов дренажных систем.
При поступлении аварийных сигналов на участках городских сетей, трансформаторных подстанциях и вводных шкафах вызываются аварийные службы соответствующих предприятий.
Отправка аварийной службы
В области автоматизации инженерных систем особое внимание уделяется диспетчеризации. Система диспетчеризации представляет собой комплекс аппаратных средств контроля и управления. Традиционные схемы контроля в ЖКХ предполагают наличие круглосуточно работающего штата операторов, дежурных бригад, в обязанности которых входят периодические обходы закрепленных за ними объектов.
Контроль за работой инженерных сооружений (котельных, насосных, очистных, подстанций) требует значительных затрат. Кроме того, причиной большинства аварий является человеческий фактор: оплошность или бездействие.
Диспетчеризация МКД позволяет контролировать работу систем жизнеобеспечения, вести поквартирный учет, дистанционно управлять связью.
В первую очередь автоматизация касается управления функциями лифтов, шлагбаумов, котельных, но сегодня управляющим компаниям доступны более эффективные комплексные решения, например, регулирование теплового режима здания, автоматизированный сбор показаний счетчиков.
Где я могу найти номер телефона, чтобы сообщить о несчастном случае
Управляющая компания предоставляет жителям номера телефонов одной или нескольких экстренных служб, осуществляющих обслуживание МКД. Как правило, на входах размещают стенды с информацией, контакты дублируются в квитанциях. Телефон АДС можно узнать в городских справочных. Если нет возможности дозвониться, можно связаться с диспетчером, нажав кнопку связи в лифте.
Правила приема звонков от жителей
Заявки, поступившие от пользователей и домовладельцев, фиксируются в журнале аварийно-диспетчерской службы. В обязанности диспетчера входит оповещение жильцов о вызове тех или иных специалистов, контроль сроков устранения неполадок. Регистрация заявок может осуществляться в специализированных программах в электронном виде. Но в соответствии с требованиями Постановления Правительства №331 журнал обращений должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью АДС.
Сроки реагирования на вызов о ДТП и время на устранение
Положение, утвержденное пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 № 416, обязывает аварийно-восстановительные службы действовать в установленные сроки:
- Локализация повреждений инженерных систем осуществляется в течение 30 минут с момента поступления заявки;
- Устранение повреждений инженерных сетей - до 3 дней;
- Засоры в дренажных системах устраняются в течение 2 часов;
- Забитые мусоропроводы – в течение 2 часов, но срок ограничен законом «О тишине» с 8 до 23 часов.
О выявленных повреждениях инженерных систем диспетчер сообщает в органы местного самоуправления.
Доступ аварийно-диспетчерской службы в помещение МКД
Заключение договора с АДС обязывает управляющую компанию предоставить доступ к помещениям общего пользования и объектам, предназначенным для обеспечения работы инженерных систем, с целью проведения текущего контроля, профилактических мероприятий и устранения неисправностей. Доступ работников в жилые помещения согласовывается с жильцами.
Ответственность за неявку на место происшествия
Сотрудники аварийно-ремонтной службы несут ответственность за несоблюдение установленных сроков и ненадлежащее выполнение работ. Штрафы предусмотрены для членов оперативной группы и должностных лиц. Нарушения фиксируются органами МСУ.
Стоимость и порядок оплаты услуг в экстренных ситуациях
Обслуживание мест общего пользования включено в ежемесячные счета за коммунальные услуги. Вызов аварийной службы для устранения неисправностей, связанных с неправильной эксплуатацией инженерных систем жильцами, оплачивается отдельно. Например, стояки являются общим достоянием, а самовольная установка водяных теплых полов – нет.
Контроль наличия служб реагирования на аварии в жилищно-коммунальном хозяйстве – задача муниципалитета. Ответственность лежит на компаниях, имеющих соответствующую техническую базу и специально обученный персонал. Задача собственников жилых помещений в МКД — бережно относиться к коммунальному имуществу и своевременно сообщать о проблемах.