Авто стенды
Эксперты выделяют два стандартных вида мошенничества. Первый – это банальная автонастройка, которая никуда не делась с появлением страхования ответственности за ущерб при ДТП. Хотя одним из аргументов в пользу введения ОСАГО в первой половине 2000-х было именно искоренение автозамен.
Казалось бы, все водители давно знают об этой поделке, но напомнить будет не лишним. Существует огромное количество схем, когда автоподстановщики выглядят потерпевшими и доказать их вину на самом деле очень сложно. В результате именно они получают страховую выплату, а их жертва теряет и время, и деньги. Да-да - и деньги тоже, потому что коэффициент бонус-малус (БМ) увеличивается и в последующие годы водитель платит большие суммы по обязательному полису.
К наиболее очевидным признакам автозамены относятся:
- Необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;
- Неработающие стоп-сигналы на впереди идущей машине (чтобы ввести в заблуждение пострадавшего, автозаменщики могут, например, задействовать стояночный тормоз на малой скорости, тогда стоп-сигналы не работают);
- Опасные маневры автомобиля, который как бы намеренно подвергается удару;
- Наличие настойчивых и активных свидетелей аварии, показания которых во многих деталях не совпадают с тем, что вы помните, либо кардинально отличаются от того, что произошло на самом деле;
- Участие в создании аварийной ситуации другого автомобиля, который не только помешал избежать ДТП, но и не уехал за ним, а остановился на месте происшествия и встал на сторону «пострадавшего»;
- Настойчивые просьбы «пострадавшей» стороны решить вопрос на месте, без привлечения ГИБДД и страховых компаний.
Также стоит отметить, что часто автозамены организуются на кольцевой развязке или на перекрестках неравных дорог. Также для этого мошенники выбирают малолюдные места и дороги, где нет фото- и видеокамер.
Не поддавайтесь на провокации
Что делать, если вы подозреваете автомошенничество:
- Будьте бдительны еще до аварии. В любых непонятных ситуациях лучше держаться подальше от других участников дорожного движения. Можно даже изменить маршрут и потерять немного времени, чтобы сберечь нервы и деньги.
- Если ДТП уже произошло и его участники ведут себя агрессивно, в первую очередь позаботьтесь о своей безопасности: сядьте в машину, заблокируйте окна и двери и ждите инспектора ГИБДД (можно повторно позвонить и сообщить о возможной угрозе жизнь и здоровье).
- Дождитесь инспекторов ГИБДД, убедитесь, что все ваши показания верны с ваших слов, зафиксированы в протоколе, если вы не согласны с показаниями очевидцев, также укажите это.
- Осмотр места ДТП, своего автомобиля и автомобиля «пострадавшей» стороны лучше проводить всем вместе, чтобы исключить ситуации, в которых вина за раннее повреждение автомобиля будет возложена на вас.
- Не следует покидать место ДТП до инспектора ГИБДД, чтобы не было внесено изменений в составленный при вас протокол.
- Не платите никому наличными на месте происшествия.
- Сохранять спокойствие. Главное оружие мошенников — психологическое давление, поэтому не поддавайтесь на провокации, сохраняйте холодный рассудок и не действуйте под влиянием эмоций. Если вам нужно время, чтобы подумать и оценить ситуацию, так и скажите, как бы вы ни торопились.
- Не бойтесь обращаться за помощью и советом в свою страховую компанию и помните, что ее сотрудники также заинтересованы в предотвращении и разоблачении мошеннических действий.
Мы позаботимся обо всем
Второй, гораздо менее известный вид мошенничества, от которого страдают автомобилисты, – это недобросовестные автоюристы, которые навязывают услуги человеку, побывавшему в ДТП. Схема проста: мошенники предлагают выкупить права страхового возмещения по договору цессии у автовладельца, пострадавшего в ДТП, чтобы от его имени обратиться в СК и действовать в суде.
Большинство автовладельцев в повседневной жизни не сталкиваются с понятием «договор уступки», поэтому не могут принять объективное решение, заключать его на месте ДТП или нет», — поясняет NEWS.ru Евгения Лазарева, директор « За права заемщиков», руководитель платформы «Мошеловка. - Но нужно понимать, что когда автоюрист предлагает вам подписать договор уступки, он, по сути, просит передать ему право представлять ваши интересы в отношениях со страховой компанией в суде без вашего участия.
На первый взгляд все вроде бы законно и даже удобно – владелец машины сразу получает на руки вполне приличную сумму, покрывающую его затраты на восстановительный ремонт (а может, и чуть больше). При этом он полностью избавлен от головной боли с последующими разбирательствами, потерей времени в страховой компании и суде и вообще всей юридической бюрократией и волокитой.
Кроме того, эта сумма гарантирована — ведь никто не знает, чем в итоге обернется иск и какой вердикт вынесет суд.
После заключения договора цессии недобросовестные автоюристы добиваются от страховой компании максимальных выплат – завышают сумму ущерба, а также зарабатывают на потребительских штрафах и пенях. Полученную плату они забирают себе, забывают об этой истории и продолжают свое «дело». А вот водителя, согласившегося на такую схему, через какое-то время могут ждать неприятные сюрпризы, так как нестраховые возмещения (те же пени и штрафы), в отличие от самой суммы возмещения, считаются доходом и облагаются НДФЛ. налог. А оплатить их должен автовладелец, от имени которого подан иск.
Бывает, что такой налог оказывается выше суммы, которую потерпевший получил от автоюриста, и составляет десятки тысяч рублей. То есть, соглашаясь на договор уступки, вы рискуете остаться в минусе, в долгу перед налоговой инспекцией, — резюмирует Евгения Лазарева.
Андрей Моисеев, руководитель юридического департамента «Ресурс-Лекс», член Экспертного совета ФАС России по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, кандидат юридических наук, называет три основных признака, по которым можно распознать недобросовестных автоюристов.
Во-первых, как правило, они сами выезжают к пострадавшему в ДТП и начинают настойчиво предлагать свои услуги. Во-вторых, они пытаются любыми способами убедить потерпевшего в том, что он ничего не получит от страховой компании или получит гораздо меньшую сумму, чем дает автоюрист. В-третьих, они настаивают на заключении договора уступки, о котором мы уже говорили.
Не все юристы одинаковы
Если после ДТП автоюрист предлагает вам представлять ваши интересы:
- В первую очередь - сохранять спокойствие, не реагировать на обвинительные приговоры чересчур настойчивых автоюристов, "свидетелей" и других лиц, находящихся рядом.
- Обязательно сообщите о происшествии в свою страховую компанию.
- Можно воспользоваться приложением «Помощник ОСАГО», в нем пошагово описано, что делать при ДТП. Также можно установить приложение своей страховой компании, если оно у нее есть (есть у большинства, информация там постоянно обновляется).
- Помните, что обычно юристы берут деньги за свою работу, а не предлагают их работать на вас.
- Если вы категорически не хотите заниматься вопросами получения компенсации самостоятельно, специалисты рекомендуют обращаться только к автоюристу по рекомендации друзей, которым вы доверяете, а не к тому, кто обратился к вам и навязчиво предлагает свои услуги.
- Обязательно заключайте договор с юристом, где разбираетесь во всех его пунктах и четко прописываете, какие действия автоюрист имеет право совершать от вашего имени.
- Требуйте и проверяйте документы о том, что адвокат делает от вашего имени, в каких судах участвует, также запрашивайте параллельно эту информацию у страховой компании.
То есть никогда не соглашайтесь на любые сомнительные предложения «решить вопрос здесь и сейчас».
Прибыльный, но нечестный бизнес
Согласно статистике Всероссийского союза страховщиков (ВСС), озвученной вице-президентом ВСС Сергеем Ефремовым на конференции «Барьер-2022. Борьба со страховым мошенничеством», за последние пять лет ущерб от страхового мошенничества в целом составил 22 млрд рублей. Из них 57% приходится на ОСАГО.
При этом, по данным ВСС, в среднем по России в третьем квартале 2022 года доля возбужденных уголовных дел (из числа заявлений, поданных в правоохранительные органы сотрудниками страховых компаний) составляет 22%. Для сравнения, во втором квартале этого года он не превышал 16%. В денежном выражении это 513,5 млн рублей заявленного ущерба по ОСАГО и 214 млн рублей — по КАСКО.
Страховщики тщательно анализируют все случаи, вызывающие у них сомнения, — поясняет NEWS.ru Дмитрий Кондратьев, эксперт по борьбе со страховым мошенничеством, полковник милиции в отставке. - Если сотрудники службы безопасности страховой компании получают прямые или косвенные доказательства мошенничества, они подают заявление в полицию. Это делается в обязательном порядке.
Однако, как мы видим, пока лишь пятая часть обращений приводит к возбуждению уголовных дел. Поэтому маловероятно, что проблема страхового мошенничества будет решена в ближайшее время. Борьба с ним ведется, но бедствие стало действительно огромным, поэтому быстро искоренить его не удастся. А это значит, что каждый автомобилист сегодня должен уметь защищаться от мошенников самостоятельно.