ma2business.ru
Главная »

Как воспитываются дети с ограниченными возможностями?

Образование

Что такое инвалидность

В соответствии с законодательно установленным определением к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети с отклонениями в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденными психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующими обучению без создания специальных условий.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по адаптированной образовательной программе, дополнительно для детей с ограниченными возможностями реализуются индивидуальные реабилитационные программы.

Что такое адаптированная образовательная программа. Данная программа предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечения коррекции нарушений развития и их социальной адаптации.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность.

Детям с ограниченными возможностями также предоставляется доступ к инклюзивному образованию, то есть к совместным учебно-тренировочным занятиям, досугу, различным видам дополнительного образования, с учащимися, не имеющими нарушений здоровья.

При каких условиях возможно инклюзивное образование?

В таких случаях образовательные учреждения создают специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Под специальными условиями понимаются такие условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся:

  • Использование специальных образовательных программ и методик обучения и воспитания, специальных учебников, учебно-методических пособий, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • Предоставление услуг ассистента (ассистента) по оказанию обучающимся необходимой технической помощи;
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • Обеспечение доступа в здания образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность;
  • Иные условия, без которых невозможно или затруднительно учащимся с ограниченными возможностями освоить программы.

Для обучения используются специальные учебники и учебные пособия, другая учебная литература. Кроме того, иногда требуются услуги сурдопереводчиков и сурдопереводчиков. Так, и учебники, и переводчики предоставляются детям с ограниченными возможностями бесплатно.

По общему правилу форму обучения до завершения ребенком основного общего образования выбирают родители ребенка с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии ( если такие рекомендации существуют).

Обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, может быть организовано на дому или в медицинских организациях.

Ниже рассмотрены некоторые особенности обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении на примере общеобразовательной школы.

Особенности обучения детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются по общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

То есть для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с умственной отсталостью, с умственной отсталостью и другими детьми-инвалидами создаются отдельные учреждения, обучающие по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Детям с различными формами умственной отсталости, не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается аттестат об образовании. При этом итоговая аттестация для таких детей не требуется для получения документа об образовании.

Дошкольное образование

Условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья определяются по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальной адаптации, осуществляется в компенсаторных группах.

Совместное обучение детей-инвалидов и здоровых детей осуществляется в группах комбинированной направленности. При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более трех категорий детей-инвалидов. При объединении детей с различными отклонениями в развитии учитывают направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможность их одновременной реализации в одной группе.

При этом количество детей в группах не должно превышать установленного количества.

Начальное, основное, среднее образование

Родители детей-инвалидов вправе выбрать школу по месту жительства для обучения своего ребенка, в которой должны быть созданы необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ( если такой вывод имеется).

При обучении в школе максимальная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами. При совместном обучении с другими обучающимися количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более трех.

В школах предусмотрены специальные условия для обучения, в частности, для учащихся с ограниченными возможностями по зрению, слуху, а также учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В целях получения качественного образования без дискриминации для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются:

  • Необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
  • Условия, которые в максимальной степени способствуют получению образования определенного уровня и определенного направления, а также социальному развитию этих лиц.

В организациях образования, осуществляющих обучение по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с задержкой психического развития, создаются классы (группы) для детей со средней и тяжелой степенью умственной отсталости.

В случае если обучающиеся завершают обучение по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования до достижения ими совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное