Чего они хотят?
Если вы работаете с подростками, старайтесь не допускать ошибок в общении — ваше отношение к классу влияет на отношение к предмету и успеваемость.
- Спокойный и уверенный тон. Если учитель говорит спокойным, уверенным голосом, это оказывает положительное влияние даже на раздраженного подростка. Отсутствие ответной агрессии успокаивает, не дает разгораться конфликту и перекладывать вину с себя на другого.
- Уважать. И снова респект. Это должно быть взаимно. Если не считаться с мнением подростков, ругать их перед всем классом, высмеивать и унижать, можно только нажить себе врагов, но ничего хорошего из этого не выйдет. Тем более наивно ожидать от них уважения.
- Хороший помощник учителя – это здоровое чувство юмора, умение превратить инцидент в шутку, а иногда и посмеяться вместе с младшими школьниками над собственной ошибкой. Но не путайте это со злобой и язвительностью. Едкое замечание, пусть даже очень остроумное, губительно для отношений с подростком.
- Ни в коем случае не маркируйте. Если вы назовете ребенка «ленивым», это снизит его самооценку и поведение. Клеймо «грубияна», «петрушка», «шлюха» приведет к ощущению собственной беспомощности и безысходности.
- Постарайтесь более спокойно относиться к тому, что «на себя надевают». Одежда в это непростое время становится и прикрытием от всего мира, и способом самовыражения. И любая критика того, как они выглядят, и что слушают, ранит, перечеркивает все хорошее в отношениях.
- Подростки в целом воспринимают критику как неприязнь, неприятие не чего-то конкретного, а себя в целом. Замечание и недовольство учителя – подтверждение того, что он хуже всех.
- Лучше хвалите. Хвалите усилия и усердие ученика, а не самого ученика. Тогда будет видно, что Вы любите и цените не Петю Васина, а его работу и работу по изучению предмета.
- Обязательно подведите черту в поведении. Договаривайтесь о наказаниях заранее, а не после того, как что-то произойдет. Ввести умеренные санкции и реализовать их. Избегайте пустых угроз, которые вы никогда не будете выполнять.
- Подростку необходимо преодолевать препятствия, чтобы оценить свои возможности. Когда они полностью свободны и предоставлены сами себе, это потенциально опасно. Устанавливайте ограничения, будьте готовы к компромиссу.
- Если ученик раздражен, зол, расстроен, не спешите выяснять отношения. Сохраните разговор на потом.
- И далее. Говорить на их языке не значит погружаться в молодежный сленг. Не переусердствуйте — это может выглядеть нелепо, но говорить доступно, не впадая в противоположную крайность, — то, что вам нужно.
Как их можно научить?
Преподавателю важно уметь доходчиво и интересно подать материал, связать материал с контекстом современной жизни, объяснить, где он может быть полезен, устроить дискуссию на спорные темы, рассмотреть тезисы По мнению ряда ученых, терпеливо объяснять трудные места тем, кто не понимает.
- Если у учителя есть искра в глазах, то юноше интерес к уроку больше. Вопросы учащихся не должны оставаться без ответа. Если вы не смогли ответить сразу, пообещайте, что ответите на следующем уроке.
- Если ученик открыто выражает отсутствие интереса к вашему предмету, задайте ему пару вопросов «на будущее». Например: «Как ты думаешь, если ты напишешь девушке с тремя ошибками в слове, это повысит твои шансы на свидание?»
- Всегда напоминайте своим ученикам, что они могут развиваться. Хорошо учится не тот, кто «умный», а тот, кто стремится к знаниям. Если начать прилагать усилия сейчас, можно добиться даже лучших результатов, чем вчерашние отличники. Объясните, что вы можете использовать более эффективные методы при подготовке к тестам и экзаменам, учитывая, какие типы памяти работают лучше всего.
- Можно использовать и более оригинальные способы мотивации. Например, заметьте случайно, что, согласно последним исследованиям психологов, чтение книг об активных, целеустремленных героинях помогает девушкам стать более активными и похудеть.
- Обещание награды поможет укрепить желание работать — помощь на контрольной, поход в музей или театр всем классом. Будущее великого инженера или бизнесмена еще далеко, но конец квартала не за горами. Ради интересного путешествия можно попробовать убрать хвосты и подтянуть оценки.
Справедливость, гибкость, находчивость и искреннее желание понять и принять их такими, какие они есть, помогут навести прочный мост между вами и классом. Не забывайте, что все мы когда-то были подростками.