Да, я знаю, что прибыль и имущество НКО между членами не подлежат распределению. Только для разрешенных целей. Но если эти цели достигнуты? Права потребителей защищены.
Но НКО ликвидируется, ее деятельность велась успешно (защита прав потребителей в сфере ЖКХ), купили 3 помещения, сдали их в аренду, 2 джипа, долгов по налогам нет, обязательств перед третьими лицами нет . Куда сдать имущество? Ладно, продадим. А как же деньги от продажи, опять же? На счету много денег.
3 учредителя. Просто устал ходить в суд, устал. Один из учредителей надолго уезжает жить за границу.
Мне кажется, что на этот счет в законе есть «дыра». При достижении «уставных» целей права потребителей защищены. Куда сдать имущество? Нельзя, епрст, закон запрещает!
Добрый день, Ирина!
Но НКО ликвидируется, деятельность была успешной (защита прав потребителей в сфере ЖКХ), купили 3 помещения, сдавали в аренду, 2 джипа, долгов по налогам нет, обязательств перед третьими лицами нет. Куда девать имущество? Хорошо, продадим. А деньги от продажи опять же куда девать? На счете скопилось куча денег.
Есть ли в вашей НПО сотрудники? Получают ли они зарплату? Оплата с окладом и премиями. Законодательство не запрещает выплату заработной платы работникам НПО.
Искренне
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Ликвидация НПО через Минюст: процедура, первые шаги
Процедура ликвидации ассоциации осуществляется в следующем порядке:
- Проводится общее собрание учредителей НКО, по итогам которого принимается решение о прекращении ее деятельности. Оно должно быть оформлено документально – для этого составляется протокол собрания. Кроме того, на собрании необходимо будет определить список членов ликвидационной комиссии, а также внести его в протокол (п. 3 ст. 18 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7 ). С этого момента к этой комиссии переходят все права и обязанности по управлению организацией.
- В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации в территориальное управление Министерства юстиции Российской Федерации подается заявление, оформленное по форме Р15001 (п. 1 ст. 20 закона «О государственной регистрации ...» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В этом ключевое отличие процедур ликвидации коммерческой и некоммерческой организации: в первом случае заявление подается в отделение ФНС, а не в Минюст.
- Информация о предстоящей ликвидации опубликована в открытом источнике – журнале «Вестник государственной регистрации». В сообщении также содержится информация о сроках и порядке ликвидации ассоциации. Этот срок, согласно п. 1 ст. 19 Закона № 7, должен быть не менее 2 месяцев со дня опубликования сообщения.
- Составляется реестр кредиторов компании, в который включаются сведения обо всех юридических или физических лицах, перед которыми НКО имеет задолженность.
Добрый день. Существует добровольная ликвидация НКО. Один учредитель, назначена ликвидационная комиссия, избран ликвидатор, он же учредитель. Составление промежуточного ликвидационного баланса. Вопрос. Кто должен это одобрить?
1. Единственный учредитель
2. Ликвидатор (он единственный учредитель)
3. Заседание ликвидационной комиссии с составлением протокола.
Спасибо.
Виталий, добро пожаловать!
Пункт 2 части 3 статьи 19 Федерального закона «Об общественных организациях»
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
В ГК аналогичное правило в ст. 63:
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается
учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими
решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Это не совсем верно для всех видов НКО (например, фонд ликвидируется по решению суда и там этот вопрос может быть решен по-разному), но в большинстве случаев учредители утверждают промежуточный ликвидационный баланс. В вашем случае единственный учредитель.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Как закрыть некоммерческую организацию – пошаговая инструкция дальнейших действий
После уведомления кредиторов объединения о предстоящем его упразднении ликвидационная комиссия осуществляет следующие действия:
- Составляется и утверждается промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о дебиторской и кредиторской задолженности НКО, а также ее активах (п. 3 ст. 19 закона № 7).
- Расчеты производятся с кредиторами НКО. Если имеющихся средств недостаточно для полного погашения долгов, имущество, принадлежащее объединению, продается. Оплата задолженности производится в очередности, определяемой положениями пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- В первую очередь производятся расчеты с лицами, перед которыми у НКО возникают обязательства, возникшие вследствие причинения вреда их жизни или здоровью;
- Во-вторых, погашается задолженность по заработной плате;
- В-третьих, производятся расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
- В-четвертых, удовлетворяются требования других кредиторов.
- Составляется окончательный ликвидационный баланс, который передается в ведомство Минюста. Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество направляется на благотворительные или иные цели, предусмотренные уставом НКО. При невозможности использования средств на целевые нужды они направляются на государственный счет (п. 1 ст. 20 закона № 7).
- Делается заявка. К документу прилагается итоговый ликвидационный баланс и квитанция об уплате государственной пошлины (ее размер составляет 800 рублей). На основании полученных документов Минюст вносит запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности НКО. С тех пор некоммерческое объединение считается упраздненным.
Материальные обязательства участников НКО
В соответствии с п. 2 ст. 62 ГК РФ, если имеющихся у НКО денежных средств недостаточно даже для проведения процедуры ликвидации, учредители объединения должны профинансировать ее самостоятельно; материальные обязательства распределяются солидарно.
Для отдельных видов НКО установлены исключения, определяющие дополнительную ответственность их учредителей:
- Для потребительских кооперативов - в размере неуплаченной части взноса (п. 2 ст. 123.3 ГК РФ);
- Ассоциации (союзы) - в размере, установленном уставом (п. 4 ст. 11 закона № 7).
Особенности ликвидации отдельных видов НКО
Положения ст. 18 Закона № 7 устанавливает специальные правила ликвидации следующих видов НКО:
- Фонды. Согласно пункту 2 статьи 18 Закона № 7 они могут быть отменены только по решению суда. Основаниями для прекращения деятельности фонда являются:
- Отсутствие средств и/или имущества для нормального функционирования фонда и отсутствие источников, из которых можно было бы получить такие средства;
- Невозможность реализации целей, ради которых создавалась НКО, при условии, что они не могут быть изменены путем внесения соответствующих коррективов в учредительные документы;
- Осуществление фондом деятельности, противоречащей его уставным целям и др.
- Филиалы иностранной НКО, имеющие статус неправительственной организации. Согласно п. 2.1 ст. 18 Закона № 7, основаниями для их ликвидации могут быть:
- Ликвидация головной негосударственной иностранной НКО;
- Непредоставление сведений, подлежащих представлению в соответствии с законодательством;
- Несоответствие деятельности объединения целям его создания, а также сведениям, предоставляемым в соответствии с законодательством.
Образец протокола о ликвидации некоммерческой организации
Протокол общего собрания участников НКО, содержащий решение о ее ликвидации, можно скачать по ссылке в разделе «Документы и формы» в начале статьи.
Ликвидация некоммерческой организации по решению суда
К этим органам относятся:
- Прокуратура (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- Подразделения Министерства юстиции Российской Федерации (п. 1.1 ст. 18 закона № 7);
- Налоговые органы (п. 11 ст. 7 Закона «О налогах…» от 21 марта 1991 г. № 943-И).
Заявление о ликвидации общероссийского общественного движения или НКО международного уровня может подать только Генеральный прокурор РФ (ч. 3 ст. 44 закона «Об общественных...» от 19.05.1995 № 82) . Прокурор субъекта Федерации может обратиться с соответствующим заявлением в отношении региональных и местных НПО (п. 1.1 ст. 18 закона № 7). Прокуроры городов и районов не вправе выступать с такой инициативой. Аналогичными правами обладают подразделения Минюста России.
Правовые основания для принудительной ликвидации НКО установлены пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объединение может быть ликвидировано по решению суда, если:
- Достижение целей, ради которых создавалась организация, становится невозможным;
- В ходе создания НКО были допущены грубые нарушения закона, неисправимые;
- НКО осуществляла деятельность, подлежащую обязательному лицензированию, без получения разрешений;
- НКО осуществляла деятельность, нарушающую действующие законодательные нормы (в том числе конституционные);
- Деятельность НКО не соответствует ее уставным целям;
- Имеются и иные основания, предусмотренные действующими федеральными законами.
***
Итак, отвечая на вопрос, как закрыть некоммерческую организацию, стоит ознакомиться с нормами гражданского законодательства, а также положениями Закона № 7, определяющего порядок функционирования и упразднения некоммерческих организаций. -коммерческие объединения. Основанием для ликвидации НКО может быть самостоятельное решение ее учредителей или решение суда, принятое на основании рассмотрения заявления уполномоченного государственного органа (прокуратуры, налогового органа или территориального органа Министерства Справедливость). Процедура ликвидации некоммерческой организации, пошаговая инструкция по осуществлению которой приведена выше, обязательна для соблюдения объединениями всех организационно-правовых форм.
Еще больше материалов по теме в рубрике: «Некоммерческие организации».