Вы знаете, какие задачи стоят перед музеем?
1. Сохранение культурного наследия. И я назову это главной задачей музея. То, что вы видите на экране, похоже на верхушку айсберга.
Сохранение музейных предметов – процесс, который не останавливается ни на секунду; здесь музей функционирует как предприятие непрерывного цикла.
Эта важнейшая задача ложится на плечи моих коллег – хранителей музейных предметов и реставраторов. В каждом фонде есть ответственный хранитель, отвечающий за сохранность определенной категории экспонатов: книг, металла, графики - по составу, либо по принадлежности к той или иной эпохе, стране, виду искусства и так далее. Кроме того, функцию сохранения музейных предметов выполняет служба безопасности, в том числе круглосуточная охрана, а также инженерные службы. Ведь музейные объекты необходимо физически защитить, а также обеспечить для них комфортные условия: температурный и влажностный режимы. Самое дорогое оборудование в музее — система вентиляции и кондиционирования. Любой скачок влажности и температуры может нанести огромный ущерб музейной коллекции.
Все эти мероприятия требуют заключения целого пакета договоров на различные виды охраны, обслуживания и ремонта музейных систем: кондиционирование, пожаротушение, охрана музейных объектов, видеонаблюдение, оповещение и эвакуация. Также задачей юриста является обеспечение максимальной сохранности объектов, а если что-то пойдет не так, то кто-то должен за это ответить, а также компенсировать музею его убытки.
Кроме того, музейные предметы постоянно приобретаются музеем, а также передаются в дар музею. Да-да, коллекция музея постоянно пополняется. Это особые категории договоров, поскольку предмет обязательно должен передаваться свободным от прав третьих лиц, а вместе с предметом должны передаваться и исключительные права на него.
В общем, я хорошо разобрался в исключительных правах музея и во многих областях авторского права. Ведь музей в рамках научной деятельности издает книги, статьи, продает и покупает изображения музейных предметов, передает и получает права на публичный показ экспонатов. Получить изображения объектов, права на них, да еще и бесплатно, а затем торговать ими — эта цель постоянно преследуется определенными недобросовестными людьми. Поэтому нужно особенно внимательно относиться к передаче изображений и любых прав на них, следить за всеми всплывающими фотографиями и пресекать их незаконный показ и продажу.
Кроме того, вещи должны быть восстановлены. И очень хорошо, когда в музее, как у нас, есть свои реставрационные мастерские: по дереву, по металлу, по тканям и так далее. Чувствуете, сколько людей занимается сохранением предметов? Но возможности наших реставраторов не безграничны. Иногда необходимы специальные исследования, оборудование или специалисты. Например, о реставрации витражей, в нашем музее их нет. Выдача предмета на внешнюю реставрацию – очень сложная затея. А если еще знать, что все закупки заключают бюджетники на аукционах, то можно представить, какой шанс, что с неправильно оформленной документацией вещь попадет в руки непрофессионалам. Здесь юрист снова должен просчитать все риски, тщательно составить договор, проверить страховой полис, договор на перевозку, надлежащие договоры на помещение, в котором будет реставрироваться объект, его охрану. Любое сомнение – и товар нужно немедленно вернуть.
А если еще вспомнить, что музеи постоянно обменивают предметы на выставки, то станет понятной еще одна большая площадка для работы музея, его выставочного отдела. Вы когда-нибудь видели перевозку музейных предметов? Думаю нет, потому что это большая тайна: что, какой вид транспорта и куда он ходит.
И это всегда часто становится предметом обсуждения: кто в какой точке отвечает за сохранность отправления, на чьей территории происходит передача, какие риски и на какой срок будут застрахованы и так далее. В мои обязанности входит взыскание убытков за поврежденные экспонаты, включая расчеты со страховой компанией.
Так я узнал, кто такой Сюрвейер и как с ним работать. А также, как получить разрешение Пробирной палаты, согласовать выдачу предметов с Минкультом, договориться с музеями по всей России, что такое Facility report и многое-многое другое.
2. Изучение музейных предметов
Я меньше всего знаю об этой части работы музея, потому что там, где возникают трудности, нужен юрист. А если у ученых и возникают трудности, то только в области научных исследований. Поэтому, как я уже говорил, моя задача лишь в том, чтобы права музея на соответствующие научные труды были надежно защищены, а если мы используем результат чужого интеллектуального труда, то музей имеет на него соответствующие права. .
Кстати, при музее также есть научная библиотека и пристроенный к ней читальный зал. Книги тоже покупаются, принимаются в дар, реставрируются и так далее. И все это по специальным договорам.
3. Популяризаторская и просветительская деятельность
Это самое интересное для посетителей. Что бы ни случилось, музей должен открыть свои двери для посетителей в назначенное время. Все должно быть убрано, в надлежащем состоянии, посетитель должен быть хорошо принят, обеспечен ему комфортным пребыванием, вызывать интерес к тематике музея и в то же время обеспечивать сохранность предметов от любого воздействия, но таким образом что посетитель, кроме исключительных случаев, даже не догадывается, сколько усилий было вложено в него до сих пор. Посетителю должно быть интересно и комфортно, это задача номер один, например, для экскурсионного отдела, а также для сектора музейной педагогики, администратора, кассиров, работников музейных магазинов, музейных смотрителей на экспозиции. Любое замечание должно быть максимально корректным, действие караула исключительно вынужденное. Хотя иногда случаются мелкие конфликты, иногда для решения таких ситуаций приглашают и юриста.
Но для того, чтобы работа была налажена, в музее действуют особые правила для посетителей, что можно и нужно делать, а что категорически нельзя делать в музее. Разработка таких правил — моя задача. Звучит забавно, но если вы не напишете, что в музей нельзя кататься на роликах, то кто-нибудь обязательно на них придет в музей и потребует впустить его. Все, что не запрещено... ну, тогда сами понимаете . Правила приобретения и возврата билетов, правила нахождения детей в музее, их перевозки автобусами по экскурсионным маршрутам.
Вы когда-нибудь задумывались, разрешены ли в музее поцелуи, кормление грудью или проведение религиозных церемоний? А в музее я думаю обо всем этом, и здесь важно, чтобы все правила были строго в правовом поле, но при этом сотрудники чувствовали себя еще и защищенными от разных неприятных ситуаций.
В целях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции разработан и утвержден целый свод новых правил для сотрудников и посетителей.
В общем, все, что касается любых контролирующих органов и проверок, в большинстве случаев касается и меня, как юриста. Особенно, если музей не согласен с результатами проверки. На моей памяти музей успешно прошел не один десяток разного рода проверок. И проверяют все и вся: пожарную безопасность, антитеррористическую безопасность, финансы (конечно), госзакупки, сохранность музейных предметов, не сдаем ли мы свои помещения незаконно, не нарушаем ли мы права сотрудников, обеспечиваем ли мы достаточно антикоррупционные меры, наличие музея для инвалидов, состояние лифтов, фасадов, даже состояние асфальта во дворе как-то проверяли дорожные службы.
До работы в музее я никогда так много не общалась с правоохранительными органами по разным вопросам. Например, был интересный опыт, когда музею предложили выступить в качестве экспертной организации по некоторым вопросам.
Не так давно в рамках просветительской функции музей получил лицензию на образовательную деятельность. Теперь у меня в копилке опыт работы в сфере лицензирования. Я люблю свою работу за многозадачность.
Я вообще обычно говорю, что моя работа — решать задачи музея, любые. Я занимаюсь этим уже 10 лет. И очень успешно.
4. Выполнение государственного задания. Здесь я кратко расскажу о финансовой стороне вопроса. Если попытаться объяснить просто, то каждый год государство ставит перед музеем задачу: содержать свою коллекцию в надлежащем состоянии, восстановить определенное количество предметов, принять столько посетителей, провести столько экскурсий, мероприятий, постоянно увеличивать свои доходы. и так далее.
Это государственное задание бюджетного учреждения, выполнение которого государство оплачивает музею в виде субсидии на выполнение государственного задания.
А так как деньги государственные, то и распоряжаться ими нужно особым образом. Кроме всего прочего, я контрактный менеджер в музее. Это человек, который совершает покупки от имени музея и несет персональную ответственность за каждую свою ошибку и очень значительную сумму штрафа. Большую часть операций в сфере госзакупок выполняет мой коллега, но я отвечаю за этот процесс. Раньше это было очень увлекательно, теперь я привыкла к такому положению вещей. За 10 лет работы я много бывал в ФАС - это даже интереснее, чем суд. Потому что решение принимается на одной встрече: здесь и сейчас. Ни одного штрафа за 10 лет - это результат моей работы.
А теперь представим, что работу музея еще нужно обеспечить: отремонтировать, убрать, нанять персонал, закупить оборудование, мебель, обслужить все системы. И все это контракты по строгим правилам госзакупок. Кроме того, выгодные контракты: экскурсии, спецпрограммы, продажа неисключительных прав, гранты и так далее. Работа по договору – одна из моих основных обязанностей.
У музея есть помещения, земля, автомобили. Весь этот имущественный комплекс требует оформления и надлежащего состояния. И чаще всего с дизайном и содержанием возникают проблемы, которые я решаю в той или иной степени.
А музей – это люди со своими трудностями и заботами. Тут коллеги могут обидеться, но я всегда на стороне администрации - это моя работа. Меня иногда уговаривают вступить в профсоюз, но я не вижу в этом смысла, потому что я все равно буду представлять интересы руководства музея. Зачем кривить душой за какие-то профсоюзные "плюшки"? Но при этом никогда не откажусь от советов по личным вопросам, если смогу, обязательно помогу.
Есть ли у музейного юриста судебная практика? Такое впечатление, что ты не ходишь в суд - не настоящий адвокат. Все хоть иногда смотрели сериалы, в которых юристы только и делают, что защищают честь компании в суде.
Итак, мое мнение, и мнение моего руководства: плохой юрист, который подавляющее большинство проблем не решает путем переговоров. Судебные разбирательства длительны, не всегда выгодны и требуют больших усилий от юриста, который не может постоянно отсутствовать на рабочем месте или быть занятым подготовкой к очередному раунду битвы в суде.
Мы договариваемся почти со всеми, почти всегда. И всегда в рамках закона. Все работы выполнены, услуги оказаны, пени взысканы, убытки возмещены. Объяснять контрагенту, почему необходимо договариваться именно сейчас, — часть моей работы. Главное не злоупотреблять потом в быту, т.к. я постоянно совершенствую навыки продавливания нужной мне позиции.
В моей практике музей судился с недобросовестными подрядчиками, за права на земельный участок, с проверяющими органами, суды трижды были связаны с автотранспортом музея, мне даже пришлось участвовать в одном уголовном процессе. Для меня корты — это очень интересный опыт, но сначала качественная работа, а потом уже профессиональные амбиции. В мае предстоит следующее заседание в суде общей юрисдикции, скорее всего, мы придем к заключению мирового соглашения. Расходы на музей будут минимальными. Вот почему я сижу в своем кабинете. Вот для чего музею нужен юрист.