Что такое логотип
Сразу скажем, что законодательство РФ не содержит определения понятия «логотип». Так уж сложилось, что этот термин устоялся, широко используется не только в деловом и бытовом общении, но и в судебной практике. Однако юридического определения нет.
Вот некоторые определения термина «логотип». Это позволит вам лучше понять содержание этого термина.
Итак, под логотипом понимается изобразительное или комбинированное обозначение, в состав которого входят как графические, так и словесные элементы.
Логотип – это оригинальный стиль, изображение полного или сокращенного наименования компании или продукции компании.
Логотип — это имя, слово, знак, символ, дизайн или комбинация всего вышеперечисленного. Он предназначен для идентификации товаров и услуг какого-либо одного продавца или группы продавцов, что позволяет отличить их от товаров конкурентов.
Логотип – это оригинальное написание полного или сокращенного наименования компании (услуги или группы товаров этой компании), не зарегистрированное в Патентном ведомстве Российской Федерации, и специально разработанное для привлечения внимания к компании. , ее товары и услуги.
Обобщая вышеприведенные определения, можно отметить два существенных обстоятельства.
- Первое: логотип – это изображение и/или словесное обозначение, используемое компанией или предпринимателем для привлечения внимания к компании (предпринимателю), создаваемым или реализуемым товарам, оказываемым услугам.
- Во-вторых, логотип не зарегистрирован в Патентном ведомстве (если только он не является товарным знаком).
Условия, при которых охраняется логотип
В России законодательно закреплены три вида объектов интеллектуальной собственности (их иногда называют результатами интеллектуальной деятельности). Это:
- Произведения науки, литературы и искусства (объекты авторского права);
- Промышленные образцы;
- Товарные знаки и знаки обслуживания.
Поговорим об охране перечисленных выше объектов интеллектуальной собственности.
Объекты авторского права (произведения науки, литературы и искусства) охраняются независимо от достоинств и назначения произведений, а также способа его выражения. При этом регистрация произведений или соблюдение каких-либо иных формальностей для защиты авторских прав не требуется.
Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным по своим существенным признакам. Исключительное право на промышленный образец признается и охраняется только при условии его государственной регистрации, на основании которой Роспатент выдает патент на промышленный образец.
В качестве товарных знаков зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их сочетания в любом цвете или цветовом сочетании. Правовая охрана товарного знака предоставляется только после его регистрации в Роспатенте.
Здесь необходимо отметить одно важное обстоятельство. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Какой из перечисленных выше объектов больше всего тяготеет к логотипу? Понятно, что товарный знак. Многие граждане, предприниматели и фирмы отождествляют эти понятия друг с другом, считая, что между ними нет существенной разницы, а отличия только в названии (логотипе или товарном знаке).
Подытожим вышесказанное. Логотип охраняется как объект интеллектуальной собственности только в том случае, если он зарегистрирован в качестве товарного знака. Более того, в соответствии с сегодняшними правилами граждане, в том числе и самозанятые, не могут зарегистрировать товарный знак (а значит, и логотип) на себя.
Однако есть информация, что сейчас разработан проект федерального закона, предусматривающий возможность регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, и их участие в распоряжении правами на зарегистрированные товарные знаки. Если соответствующий закон будет принят, то самозанятые граждане смогут не только регистрировать товарные знаки (читай — логотипы) на свое имя, но и получать государственную защиту своих прав.
Так может ли самозанятый использовать логотип
Да, самозанятый гражданин может использовать логотип в своей деятельности. Никаких ограничений в этом отношении законодательство не содержит.
При этом следует иметь в виду, что допускается только правомерное использование логотипа, то есть такое использование, при котором самозанятое лицо не нарушает прав других лиц, связанных с использованием логотипа.
Иными словами, правообладатель может использовать логотип по своему усмотрению любым способом, не противоречащим законодательству.
В связи с этим отметим, что самозанятое лицо может получить право на использование логотипа либо самостоятельно создав логотип, либо приобретя право на его использование у правообладателя.
Как только самозанятое лицо получило право на использование логотипа, т.е. стало правообладателем, оно может использовать его по своему усмотрению, в том числе разрешать или запрещать использование логотипа другим лицам в пределах прав, которые он владеет.
При этом отсутствие запрета со стороны правообладателя не считается его согласием на использование кем-либо. Другие лица не могут использовать логотип без согласия правообладателя.