Какие услуги можно считать навязанными
Потребитель сталкивается с навязанными услугами достаточно часто, а иногда и не осознавая этого. Поэтому возникает вопрос, как отличить этот процесс от различных акций и предложений.
Акция – это, прежде всего, выбор, например, когда потребителю предлагается приобрести три услуги по цене двух с выгодой по стоимости. Если организация отказывается оказать услугу без доплаты, это является навязыванием.
Рассмотрим самые распространенные способы такого нарушения.
Банковские сервисы
Потребителя должны насторожить такие действия финансовой организации, как:
- Нет выбора страховой компании;
- Нет возможности отказа, то есть соответствующего пункта в договоре;
- Банк предоставляет скидку на проценты только при наличии страховки определенной компании;
- Условия договора не могут быть изменены и дополнены.
Автострахование
Подобная ситуация знакома многим автолюбителям: при оформлении ОСАГО клиенты пытаются навязать страхование жизни, имущества, КАСКО. Все это незаконная деятельность.
Страховщики могут отказаться от сделки, только если:
- Квота закончилась;
- Документы неполные или неправильно оформлены.
Услуги сотовой связи
Практически все владельцы мобильных телефонов знакомы с появившимися из ниоткуда услугами сотовой связи, через которые снимаются деньги со счета.
Медицинские услуги
Обращаясь в ОМС, то есть в «бесплатное» медицинское учреждение, некоторые пациенты сталкиваются с тем, что им навязывают платные услуги. В систему обязательного медицинского страхования входит только лечение с помощью российских препаратов, то есть использование иностранных препаратов всегда может быть только на платной основе.
Однако такая услуга должна быть оформлена надлежащим образом: пациент должен письменно отказаться от лечения российскими препаратами, а также должен быть составлен и подписан полноценный договор на оказание платных медицинских услуг.
Куда обратиться за защитой своих интересов
Зачастую для решения такой проблемы достаточно лишь устного заявления о неправомерности исполнителя. Если это не сработает, потребитель должен написать жалобу или претензию (в случае уже оплаченной услуги) в адрес исполняющей организации. Исполнитель обязан ответить на эти бумаги, и если этого не произойдет или будет получен отказ, документ станет основанием для последующих действий, например, для судебного иска.
Кроме того, вы можете пожаловаться на навязанные услуги в такие организации, как:
- Роспотребнадзор — организация, осуществляющая контроль за оказанием услуг потребителям. Пожаловаться можно, совершив личный визит в организацию, направив жалобу по почте, позвонив на горячую линию или заполнив специальную форму на портале Роспотребнадзора.
- Прокуратура является надзорным органом государства, который несет ответственность за соблюдение прав человека и законности. Прокуратура имеет достаточно узкий круг полномочий в этой сфере, но вместо этого направляет жалобы по адресу, а также контролирует их выполнение. Так, например, в соответствии со статьей № 30 Закона № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Центральный банк Российской Федерации обязан осуществлять надзор за оказанием страховых услуг .
- Федеральная антимонопольная служба - осуществляет надзор за финансовыми операциями и системами, в частности за тарифами.