Основные причины дефицита
Главная беда работодателей в том, что потери на самом деле
Превышают товарную стоимость.
Ведь к этой стоимости можно отнести и упущенную прибыль, которую бы получил магазин, окажись товар на прилавке.
Но не всегда виноваты рабочие. Совсем не обязательно, что причиной убытка являются кражи или иные махинации, уголовно наказуемые и умышленно совершенные работниками.
Другими причинами, приводящими к ошибкам в учете товаров, влияющих на прибыль и, соответственно, появление недостач, могут быть:
- Заниженная цена. Это происходит, если работодатель не отладил механизм формирования конечной стоимости товара. Если магазин активно использует систему скидок, это основная причина занижения. В этом случае при доработке необходимо учитывать разницу между исходным значением и значением скидки.
- Невнимательность кассиров к содержимому тележек. Покупатели укладывают более тяжелые пакеты на дно тележек, что требует от сотрудников магазина предельной осторожности при установлении цен на товары и проверке количества.
- По недосмотру товар, списанный на нужды магазина, в учетных документах не учитывается. Если какой-либо предмет (товар) не был своевременно списан, он должен быть включен в дефект при годовой или ежеквартальной проверке. В результате работодатель вводится в заблуждение относительно размера убытков.
- Также не могут быть списаны испорченные товары (приобретенные с браком или потерявшие целостность в результате хранения). Такие товары должны быть поставлены на учет и списаны (оформляется специальный бланк по форме 13).
- Не исключены ошибки инвентаризации. Сотрудник может случайно ошибиться и не учесть какой-то товар на полках.
- Но даже при правильном расчете не исключены ошибочные данные, которые заносятся в отчет при указании инвентарного номера и закупочной цены. Лучшим выходом из ситуации будет внеочередная проверка, чтобы исключить возможность возникновения недостачи.
- Еще одна ошибка связана с опозданием. Товар не списан надлежащим образом (не оформлена соответствующая форма) и засчитан как недостача.
- Неспособность контролировать новые поставки. В этом случае товар оплачен, но подсчет и инвентаризацию забывают. Новая партия просто лежит на складе и в общих расчетах не учитывается.
Ответственность продавцов
Последствия недостачи для продавцов зависят от подготовки основных документов -
Акт (отчет) о проведении инвентаризации и договор о коллективной ответственности.
Также важно, сможет ли обвиняемый сотрудник доказать свою непричастность или нарушения со стороны работодателя (например, не были созданы все условия для нормальной работы и сохранности вверенных ценностей).
Согласно статье 243 ТК РФ полная материальная ответственность работника наступает в следующих случаях:
- Если такая ответственность возложена на работника нормами трудового законодательства (работник занимает определенную должность, указанную в законе) или отдельным коллективным договором;
- Ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей (прекрасным примером такого нарушения является использование служебного транспорта в нерабочее время лицом, которому этот транспорт доверен по служебным обязанностям).
Возможные штрафы
Следует отметить, что с работника может быть начислено не более 20% месячного оклада. Больший размер компенсационных выплат (возмещение убытков владельцам магазинов) устанавливается в судебном порядке (ст. 138 ТК РФ). При этом размер ответственности не может превышать размер должностного оклада (ст. 248 ТК РФ). Исключение составляют выплаты, установленные по решению суда.
Если речь идет о коллективном договоре, в этом случае учитываются и его особенности:
Как было сказано выше, такие отчисления в пользу работодателя не должны превышать 20%. То есть руководство магазина может взыскать компенсацию только с материально ответственных лиц и только в размере, установленном трудовым законодательством.
Особенности коллекции
При этом надо учитывать, что ответственность с продавцов не снимается даже в томе
Если они не подписали соглашение о полной ответственности. Но при этом работодатель должен доказать нарушения со стороны работника.
В случае выявления и документального подтверждения факта утраты товара спор между работодателем и работником может быть разрешен в добровольном порядке. Но отказ работника возместить убытки приводит к обращению работодателя в суд.
Документирование нарушений включает следующие этапы:
- По инициативе руководителя проводится ревизия. Его результаты фиксируются в специальных актах.
- У работника, допустившего недостачу, запрашивается объяснительная записка. Также дополнительно работодатель может собирать служебные записки с других сотрудников.
- Менеджер в письменной форме просит работника возместить причиненный магазину ущерб.
- При отказе работника от этого составляется отдельный акт. На данном этапе работодатель вправе обратиться с иском в суд.
- Для рассмотрения в суде важно представить грамотно составленный акт, фиксирующий результаты ревизии (инвентаризации), а также бухгалтерские документы с указанием первоначальной стоимости товара. Кроме того, в суд представляется переписка с работником (письмо с просьбой возместить обнаруженную недостачу).
- Принудительное взыскание с суммы месячной заработной платы осуществляется по распоряжению руководства или по решению суда. Приказ издается не позднее одного месяца со дня проведения проверки.
Как доказать свою невиновность?
Так как рассмотрение такого дела – достаточно сложная процедура, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста, который поможет составить заявление и собрать все доказательства невиновности.
Если работник не причастен к недостаче, но его шантажирует руководство, заставляя выплатить компенсацию (компенсацию) за убыток, он вправе обратиться в местный отдел полиции с заявлением о злоупотреблении служебным положением лидерами.
Необходимо самостоятельно контролировать процесс проверки (аудит). В нем принимают участие только специально обученные люди. Составленный акт подписывается лицом, несущим материальную ответственность. Например, кассир. Если проверка проводилась с нарушениями порядка (лица, не имевшие права в ней участвовать, либо не был составлен акт), сотрудник также имеет право обратиться в суд.