Оценка эффективности государственных закупок
Эффективность планирования показывает, насколько точно госзаказчик определяет потребности своего предприятия на предстоящий период и оценивает рыночные риски. Чем ближе предполагаемые затраты клиента к фактически понесенным, тем эффективнее планировались закупки. К качеству планирования также относятся логистические процессы, осуществляемые заказчиком при подготовке закупок и контроле за исполнением договора.
Рентабельность закупок – критерий, определяющий возможность экономии бюджетных средств при сохранении качества закупаемых товаров и услуг.
Сравнительная экономическая эффективность закупки определяется по формуле:
- Is = (Cs — Ck) * N
Где Cs — сопоставимая цена, Cc — цена конкретного контракта, а H — объем приобретенных товаров или услуг.
Относительный КПД определяется по формуле:
- О=Э/С
Где Е — сравнительная эффективность, рассчитанная, как показано выше, а С — общая цена всех контрактов, заключенных в течение года. Этот критерий характеризует общую экономическую эффективность закупок за прошедший период и может быть использован при прогнозировании рисков.
Конкурентоспособность зависит от:
- От количества заявок на участие в закупке;
- От количества проведенных аукционов по каждому лоту;
- Из числа торгов, признанных несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.
Чем больше было подано заявок на участие, тем выше конкурентоспособность закупки.
Конкурентоспособность также зависит от прозрачности условий закупок и их доступности для широкого круга поставщиков. Доступность закупок, не относящихся к стратегическим, повышается за счет создания стабильно работающих интернет-сайтов с максимально полной информацией об условиях будущего контракта.
Законность является одним из основных критериев эффективности государственных закупок, она включает в себя соблюдение требований Закона 44-ФЗ к каждому этапу процедуры закупки, а также к условиям договора.
Эффективность рабочего процесса включает в себя:
- Соблюдение правил ведения закупочной документации;
- Наличие электронного документооборота;
- Оперативность обмена документацией с поставщиками и контролирующими органами;
- Своевременное реагирование на изменения в законодательстве о закупках.
Качество закупок является комплексным показателем их эффективности, зависит от оптимального соотношения цены и качества и от суммарной оценки всех описанных критериев.
Как повысить эффективность государственных закупок
Повышение эффективности планирования осуществляется за счет использования новых методов оценки рыночных рисков, а также более точного определения потребностей клиентов.
Основным критерием роста эффективности закупок является снижение цены заключенных договоров по отношению к аналогичным за прошедший период. При этом важно учитывать, что манипулирование лимитами выделяемых средств без учета качества закупаемых товаров или услуг может привести к снижению эффективности закупок, особенно в наукоемких государственных учреждениях - оборонные предприятия, образовательные и медицинские учреждения.
Вы можете улучшить свою покупательную способность следующими способами:
- Изменение стратегии закупок;
- Изменение способа выбора поставщика;
- Доступ к новым торговым онлайн-платформам;
- Выделение закупочной деятельности в отдельное структурное подразделение;
- Улучшение закупочной логистики.
Способ выбора поставщика для каждой закупки должен определяться ее целью – для закупки одних видов товаров или услуг важнее сэкономить деньги, а для других важнее получить более высокое качество.
Выбор аукциона или запроса цен оправдан при закупке оптовых товаров или низкоквалифицированных услуг, а конкурс, запрос предложений и конкурентные переговоры используются при закупке высокотехнологичных работ или услуг или технически сложных товаров.
Для повышения законности и эффективности документооборота важно выделить персонал, который будет контролировать все закупочные мероприятия на предмет их соответствия требованиям законодательства и отраслевых нормативных документов.
Правовое регулирование
Статьей 97 Закона 44-ФЗ определено, что оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем мониторинга закупок на основании информации, содержащейся в ЕИС, а результаты оценки ежегодно оформляются в виде сводный отчет органов исполнительной власти.
Требования к отчетности и общие правила контроля за закупками для определения их эффективности приведены в Постановлении Правительства № 1193.
Согласно ст. № 98 44-ФЗ эффективность государственных закупок также определяется в результате проверки, проводимой Счетной палатой. Государственные учреждения и объединения граждан имеют право осуществлять контроль за эффективностью государственных закупок, имеющих общественное значение (статья 102 44-ФЗ).