Общее понятие об административных правонарушениях
Данное определение юридически закреплено в КоАП РФ. Статья 2.1 КоАП РФ относит к этому понятию виновные действия и бездействие физического или юридического лица, нарушающие положения Кодекса.
Кодексом об административных правонарушениях признаются две формы вины:
- Умышленное противоправное действие (преступник осознавал, что нарушает закон);
- Акт халатности.
От ответственности также освобождаются граждане и должностные лица, совершившие мелкие и незначительные правонарушения. Уполномоченные органы в этом случае обходятся устным замечанием.
Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены обстоятельства, в связи с которыми не может быть возбуждено дело об административном правонарушении; а если производство находится в стадии рассмотрения, то оно подлежит немедленному прекращению.
Отказ в возбуждении административного дела
Статья 24 5 КоАП разъясняет уполномоченным органам граждан, при каких обстоятельствах необходимо прекратить производство по делу или принять решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Причины отказа:
- Основным и бесспорным основанием является несовершенное нарушение. Только после установления фактического факта нарушения закона может быть принято решение о начале производства по делу, обязанность нести ответственность или об отказе в возбуждении дела.
- В действиях гражданина отсутствует состав преступления.
- Человек нарушил правила в условиях чрезвычайного положения. Согласно статье 2.7 КоАП такое деяние не признается нарушением.
- Подписание законодательного акта, устраняющего последствия ответственности.
- Признание закона, на основании которого лицо привлекалось, недействительным актом.
- Срок давности истек - 2 месяца со дня совершения проступка (если дело находится на рассмотрении судьи, срок продлевается до 3 месяцев).
- Наличие уже вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности по рассматриваемому делу. Статья 4.1 КоАП в пункте 5 гласит, что никто не может быть дважды привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.
- Смерть лица, в отношении которого вынесено решение. Например, если в результате ДТП погиб еще и виновник аварии, то нет смысла возбуждать административное или уголовное дело, так как наказывать некого.
- Прекращение деятельности юридического лица в связи с банкротством (только при наличии соответствующей записи в ЕГРЮЛ, сделанной на основании решения арбитражного суда).
- Иные обстоятельства, на основании которых правомерен отказ в возбуждении дела.
Если противоправное происшествие совершено военнослужащим, гражданином, призванным на военную службу или имеющим специальное звание, то после выяснения обстоятельств содеянного уполномоченный орган выносит определение о прекращении производства по делу. Гражданин подлежит дисциплинарной ответственности по месту службы.
Если правонарушение, связанное с управлением транспортным средством, совершено несовершеннолетним, то производство по делу будет возбуждено, но после применения обеспечительных мер для предотвращения дальнейших нарушений оно подлежит прекращению. Нарушитель подлежит строгому предупреждению со стороны сотрудников ГИБДД.
Вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отказа, что указывается при вынесении мотивированного определения. Для принятия такого решения предусмотрена специальная форма. Образец заполненного документа представлен ниже.
Документ составляется должностным лицом, принявшим решение об отказе в запуске производства. Определение содержит следующую информацию:
- Дата решения;
- Адрес места рассмотрения дела и вынесения определения;
- ФИО, должность лица, принявшего решение об отказе;
- ФИО, должность лица, передавшего сведения о правонарушении;
- Краткий обзор обстоятельств, установленных в ходе проверки, а также имеющиеся сведения и материалы по заявлению, исключающие возбуждение производства по делу;
- Основания для отказа в инициировании со ссылкой на законодательную норму;
- Текст мотивированного решения;
- Подпись должностного лица, вынесшего постановление;
- Подписи сторон, получивших копии заполненной формы.
Определение отказа производится должностным лицом, рассматривающим дело. Если этот сотрудник отсутствует длительное время, например, по болезни, то руководство отдела принимает решение о передаче дела другому должностному лицу, которое также определяется.
Обжалование постановления
Решение вправе обжаловать несогласное или потерпевшее лицо, в отношении которого оно вынесено, либо законный представитель этого гражданина. Также жалобу могут подать органы, передавшие информацию о правонарушении.
По административным делам, рассматриваемым в государственных органах, жалоба на отказ в возбуждении дела подается вышестоящему лицу или непосредственно начальнику отдела. Если отказ вынесен судом первой инстанции, то апелляционная жалоба должна быть подана в тот же суд. В трехдневный срок суд, вынесший обжалуемое определение, должен передать дело в вышестоящую судебную инстанцию.
Срок обжалования решения – 10 дней. Поэтому в случае разногласий копия определения должна быть получена как можно быстрее. Если последние 10 дней приходятся на выходные, они переносятся на следующий рабочий день.
Рассмотрев заявление потерпевшего и изучив материалы дела, суд постановляет:
- Оставить решение суда первой инстанции или должностного лица без изменения;
- Изменить решение и удовлетворить жалобу потерпевшего;
- Отменить решения и отправить дело на новое рассмотрение;
- Отменить решение и прекратить производство по делу.
В случае принятия последнего решения гражданину не запрещается обращаться с жалобой в высшую судебную инстанцию.
В случае несогласия с решением об отказе в возбуждении дела есть возможность восстановить справедливость через высшие органы или суд. Если дело «замяли», а права гражданина при этом ущемлены, то он может смело обращаться в высшие судебные инстанции и наказывать взяточников по всем статьям закона.
Конечно, практика последних лет показывает, что должностные лица могут неоднократно и безнаказанно нарушать административные нормы, но в этих случаях помогает внимание общественности, а честные и добросовестные сотрудники государственных ведомств делают все возможное, чтобы не допустить «издевательства» над законом.