Основные задачи Фонда
В своей деятельности Фонд:
- Предоставляет гарантированные государством пособия лицам, временно утратившим трудоспособность, женщинам в связи с беременностью и родами, а также состоящим на учете в консультации на раннем сроке (до 12 недель) и находящимся в отпуске по беременности и родам ( до 1,5 лет), а также социальные выплаты на осуществление погребения или возмещение стоимости ритуальных услуг (согласно утвержденного гарантированного перечня таковых) и санаторно-курортного лечения;
- Участвует в разработке и реализации федеральных программ, направленных на охрану здоровья работников, и мероприятий, направленных на совершенствование социального страхования;
- Осуществляет деятельность по обеспечению финансовой устойчивости Фонда;
- Вносит предложения по изменению ставок страховых взносов;
- Организует обучение и курсы повышения квалификации для специалистов, работающих в системе социального страхования;
- Проводит разъяснительную работу среди населения;
- Взаимодействует с иностранными (международными) фондами (службами, организациями) по вопросам социального страхования.
Бюджет фонда
Средства, из которых формируется бюджет Фонда, состоят из:
- Страховые выплаты работодателей (административных подразделений организаций любого типа);
- Страховые поступления от граждан, деятельность которых регулируется законодательством об индивидуальной трудовой деятельности или осуществляющих такую деятельность на иных условиях;
- Дополнительный доход, полученный Фондами от размещения свободных денежных средств в государственные ценные бумаги и банковские депозиты;
- Взносы в добровольном порядке от населения, в том числе юридических лиц, а также иные финансовые средства, не запрещенные законодательством;
- Денежные поступления от государства, покрывающие расходы на предоставление льгот (пособий или компенсаций) работникам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы или аналогичных аварий на объектах атомной военной и энергетической промышленности, а также в иных случаях, установленных законодательством;
- Иные поступления денежных средств способами, не запрещенными законодательством.
Эти фонды находятся в ведении Председателя и Главного бухгалтера Фонда, а в филиалах организаций - управляющего и главного бухгалтера.
Все средства, поступающие в бюджет Фонда, расходуются на:
- Выплата пособий
- Путевки и проезд (частично или полностью),
- Компенсация расходов (частично) затраченных на лечение в оздоровительных учреждениях (санаторного типа) и занятия в детско-юношеских спортивных школах;
- Иные цели, стоящие перед Фондом (сформулированные в его задачах);
- Финансовая поддержка Фонда и его подразделений на территории субъектов государства.
Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд
Федеральным законом устанавливаются тарифы, в соответствии с которыми уплачиваются страховые взносы в Фонд. Для осуществления выплат работодатели должны зарегистрироваться в качестве страховщиков в отделении (или филиалах) Фонда в соответствии с инструкцией.
Взносы начисляются на все виды заработной платы. Исключением являются платежи, не упомянутые в законодательстве. Все операции с денежными средствами (зачисление, платеж, расход и учет) осуществляются в соответствии с законодательством и в строго установленное время. При этом как работодатели, так и банки должны предоставлять работникам Фонда всю необходимую информацию, касающуюся их деятельности в отношении ФСС. В случае выявления нарушений в уплате и перечислении страховых взносов к работодателям применяются санкции (финансового характера) в установленном порядке. Кроме того, все расходы, произведенные с нарушением правил или не имеющие надлежащих документов, не принимаются на счет Фонда и впоследствии возмещаются в согласованном порядке.
В случае возникновения споров (между учреждениями или другими плательщиками, уплачивающими страховые взносы), по вопросам начисления выплаты, задолженности и других финансовых санкций, все вопросы решает вышестоящее подразделение Фонда. В иных случаях споры могут быть разрешены в соответствии с действующим законодательством.
Управление фондом
Фонд управляется Председателем и его 5 заместителями. Все они назначаются Правительством Российской Федерации.
В обязанности Председателя Фонда входит:
- Управление деятельностью учреждения, его средствами и имуществом;
- Делегирование полномочий между заместителями и руководителями подразделений, входящих в состав центрального аппарата Фонда;
- Представление бюджета Фонда на рассмотрение Правительства Российской Федерации и его последующее утверждение;
- Утверждение отчетов об использовании средств и финансово-хозяйственной деятельности учреждений санаторно-курортного типа, подведомственных Фонду;
- Разработка законодательных предложений, направленных на совершенствование системы страхования;
- Контроль за проведением экспертиз и соблюдением правил выдачи документов о временной нетрудоспособности граждан;
- Принятие решения совместно с Правлением Фонда о целесообразности создания или ликвидации отделений учреждения;
- Открытие (закрытие) банковских счетов;
- Принятие решений о списании денежных средств и остатков со счетов в платежный резерв Фонда, подлежащих отчислениям в обязательном порядке;
- Утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата Фонда, его региональных отделений, сметы расходов и отчетов об их исполнении;
- Руководство деятельностью подразделений Фонда по исполнению бюджета (его доходов и расходов);
- Утверждение отчетов о деятельности Фонда и его подразделений, в том числе об исполнении бюджета;
- Контроль за исполнением указаний, полученных в результате ревизий и проверок по расходованию средств Фондом, его органами и подведомственными учреждениями;
- Формирование нормативной базы (приказы, положения, инструкции), в соответствии с которой осуществляется деятельность Фонда;
- Рассмотрение спорных вопросов между органами Фонда (по вопросам формирования бюджета, штатного расписания и сметы расходов);
- Представление интересов Фонда на всех уровнях управления;
- Выполнение других действий.
Правление Фонда осуществляется коллегиально. Заседания правления проводятся по мере необходимости.
Правление состоит из 35 человек:
- Председатель Фонда и его заместители,
- 5 представителей на постоянной основе (от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации),
- Остальные являются представителями по принципу ротации:
- 8 - от профсоюзов,
- 8 - от работодателей,
- 3 - от региональных отделений Фонда,
- 2 - от Государственной Думы,
- По одному представителю от Совета Федерации, общественных организаций и общественных объединений инвалидов.
Члены Совета Фонда избираются не чаще одного раза в год. Все отобранные кандидатуры утверждаются Правительством Российской Федерации. Работа в правлении не оплачивается, а все расходы, связанные с ее выполнением (командировки и т.п.), оплачиваются из имеющихся в фонде средств.
К компетенции органа управления относится решение вопросов, связанных с:
- Функционирование Фонда и принятие мер, направленных на совершенствование его деятельности как учреждения социального страхования;
- Разработка проектов тарифов страховых взносов и бюджета Фонда;
- Контроль за исполнением бюджетных средств;
- Участие учреждения в реализации государственных проектов в сфере социального страхования;
- Проведение отчетной работы по результатам деятельности всех подразделений Фонда;
- Осуществление контрольно-ревизионной деятельности Фонда;
- Разработка проектов законодательных актов и других документов в сфере социального страхования.
На уровне субъектов руководство региональными подразделениями Фонда осуществляют соответствующие отделы, которые несут персональную ответственность за свою работу.
Контроль за поступлением средств в бюджет Фонда и его финансово-хозяйственной деятельностью
Все средства, поступающие в Государственный фонд социального страхования, контролируются Государственной налоговой службой.
Вопросы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, регулируются отдельными службами самого Фонда:
- Расходование страховых взносов и других платежей на предприятиях находится в ведении Фонда и профсоюзов;
- Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью (как центральных отраслевых управлений Фонда, так и на региональном уровне) осуществляется контрольно-ревизионной службой Фонда (путем проверок и ревизий).
Положение о правовом статусе ФСС РФ, страховых взносах, официальном сайте и структуре фонда
Фонд социального страхования — один из государственных фондов (внебюджетных), созданных для реализации мероприятий по обязательному социальному страхованию населения России. Выступает гарантом реализации прав населения на получение социальных пособий при утрате трудоспособности, связанной с материнством, и при несчастных случаях на производстве, в том числе при профессиональных заболеваниях. Также рекомендуем вам прочитать нашу статью, в которой рассказывается, как зарегистрироваться в пенсионном фонде.