ma2business.ru
Главная »

Понятие и виды подсудности в уголовном судопроизводстве

Судопроизводство

3. Подобрать примеры уголовных дел по каждому виду подсудности (определенный состав преступления)

Привет Виктория! Виды юрисдикции определены в ст. 150, 151 УПК РФ! Например, расследование уголовных дел по статье 105 УК РФ (убийство) осуществляется следователями Следственного комитета РФ, по частям 2-4 ст. 158 УК РФ - следователями органов внутренних дел, в части 1 статьи 158 - дознание производится следователями органов внутренних дел.

Http://www.consultant.ru/docum...

Http://www.consultant.ru/docum...

* Пунктуация и орфография авторов сохранены.

Правовой статус предварительного следствия

Закон определяет три формы производства предварительного следствия - дознание, предварительное следствие и дознание в сокращенной форме. Такое разделение осуществляется для равномерного распределения нагрузки между лицами, имеющими разную степень компетентности по должностям и территориальному распределению, в целях рационального исполнения служебных обязанностей и восстановления справедливости.

Три формы расследования:

  1. Предварительное следствие (ПС) - работа уполномоченных лиц, осуществляемая по всем видам преступлений, кроме подлежащих дознанию. Проводят следователи МВД РФ, Следственного комитета или ФСБ.
  2. Дознание – это работа компетентных субъектов, смысл которой заключается в расследовании преступных деяний, при которых выполнение ПС не обязательно. Данную деятельность осуществляют специальные субъекты - дознаватели - УВД РФ, пограничные органы ФСБ РФ, Федеральная служба судебных приставов, органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также а также таможенные органы Российской Федерации.
  3. Дознание в сокращенной форме является относительно новой формой процессуальной деятельности, осуществляемой по составам расследуемых «в отношении определенного лица, на основании его письменного ходатайства и признания им вины в совершении предполагаемого преступления, в соответствии с с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Надо понимать, что это тот же вид деятельности, что и дознание, только в более упрощенной форме и на других основаниях.

Ранее Федеральная служба налоговой полиции (упразднена 30 июня 2003 г., функции переданы МВД), Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (упразднена Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г., функции переданы Управлению по контролю за оборотом наркотиков). Администрация) МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднен 15 января 2011 года, преобразован в отдельный новый орган - Следственный комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большая часть задач передана от ФНС РФ и ФСКН РФ в ведение МВД РФ и ранее находилась в ведении МВД РФ выделение части МВД РФ на отдельные ведомства, что означает чрезмерную активность государства в отдельных сферах.

Правовой статус предварительного следствия Также подразделение расследований осуществляется в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и различается в основном сроками проведения расследования и правовым положением лиц, его осуществляющих, и лиц, осуществляющих надзор за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для проведения расследования и сбора доказательной базы. То есть, например, убийство, пусть в конкретном случае преступление более простое и очевидное в раскрытии, чем кража, однако требует большого количества экспертиз и действий, занимающих больше времени, чем при расследовании кражи.

Если вкратце, то центральное отличие видов следственных действий, не учитывая определяемое законом различие подведомственности в составе УК РФ, заключается в сроках проведения конкретных мероприятий:

  • На законодательном уровне установлен срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения этапа ВУД, с последующим увеличением срока до трех месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО) , и до двенадцати месяцев РС в регионе государства (области, республики и т.п.), где осуществляется данная деятельность, при необходимости с правом продления срока только в особых случаях еще больше (но для время, не урегулированное УПК РФ) Председателем Следственного комитета Российской Федерации или РНО определенного федерального органа исполнительной власти (например, МВД, ФСБ и др.);
  • Дознание проводится в течение тридцати дней со дня окончания стадии ВУД, с возможностью продления прокурором еще на тридцать дней, а также с возможностью продления вышеуказанных сроков прокурором района, города до шесть месяцев с увеличением до двенадцати месяцев в особых случаях прокурором субъекта Российской Федерации;
  • Сокращенное дознание производится в срок пятнадцати дней с возможностью продления прокурором еще на пять дней. В ситуации, когда невозможно собрать необходимую информационную базу в установленные сроки, либо при возникновении условий, препятствующих проведению дознания в сокращенной форме, указанных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обычное дознание.

Иванова обратилась в органы предварительного следствия с заявлением, в котором просила возбудить уголовное дело по факту кражи ее мобильного телефона. По результатам проверки заявления следователь Сурков вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ. Иванова обжаловала решение следователя Суркова в суд. По результатам рассмотрения жалобы суд признал необоснованным постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела.

56

Обосновано, так как материалы предварительной проверки содержат достаточные основания для возбуждения уголовного дела.

Вправе ли суд отменить постановление следователя Суркова и возбудить уголовное дело?

Является ли суд органом уголовного преследования? Каковы функции и полномочия суда в уголовном судопроизводстве?

Вправе ли суд отменить решение следователя? Да. Гражданин вправе обжаловать постановление следователя в суд в соответствии со ст. 125 УПК РФ. По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих решений: 1) о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконными или необоснованными и об обязанности его устранить допущенное нарушение; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения. В соответствии с ч. 7 ст. 148 УПК РФ - признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или руководителю органа запроса и уведомляет об этом заявителя. Имеет ли суд право возбудить уголовное дело? Нет, не так. Право возбуждения уголовных дел имеют следователи, руководители следственных органов, дознаватели и начальники подразделений дознания (статьи 38, 39, 40.1, 40.2, 41 УПК РФ). У суда нет таких полномочий. Является ли суд органом уголовного преследования? Нет, не является. Суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Каковы функции и полномочия суда в уголовном судопроизводстве? В уголовном судопроизводстве суд выполняет функцию правосудия, то есть рассмотрение и разрешение дел. Полномочия суда закреплены в ст. 29 УПК РФ (признание лица виновным, избрание меры пресечения, вынесение постановления о производстве отдельных следственных действий и др.)

* Пунктуация и орфография авторов сохранены.

Основания для разделения юрисдикции

Для рационализации временных и материальных ресурсов, имеющихся у государства, законодательно определен порядок расследования дел по признаку подведомственности, что является важным аспектом для результатов расследования.

Законодательство не дает юридических определений, однако ученые-правоведы, исходя из свойств и признаков, присутствующих в законодательстве, дают разъяснение этому понятию. Расследование – это совокупность юридических свойств уголовного дела, позволяющая определить орган, который в дальнейшем будет расследовать преступление. Однако это понятие не следует путать с юрисдикцией, т.к. это гражданско-правовая концепция.

Основания для разделения юрисдикции Определить несколько типов юрисдикции:

  1. Родовая юрисдикция - компетенция службы/министерства/организации расследования в соответствии со степенью общественной опасности совершенного деяния. Те. если совершен террористический акт, то расследование будет производиться не дознавателем МВД, а следователем ФСБ в силу специфики компетенции и полномочий лиц этой службы.
  2. Территориальная подведомственность - распределение подведомственности следствия в одном органе, но по территориальному признаку. К примеру, инцидент произошел в Железнодорожном районе города Энска, но его идентифицировали в УМВД РФ по Северному округу этого города. Соответственно уголовное дело будет возбуждено УМВД РФ по Северному округу и передано в ведение Железнодорожного округа с учетом требований закона. Этот вид подведомственности определяется конкретной статьей (152 УПК РФ), в ней содержатся все сведения, необходимые для определения органа, который будет проводить расследование. Также фиксируется, где будут проводиться работы, если место начала и окончания преступного деяния оказались разными (по месту окончания преступного деяния, следовательно, состав будет подсуден суда по месту расследования), в ситуации, когда совершается много противоправных деяний (на месте их больше или наиболее тяжкое из них). В статье также имеется положение о том, что следствие является реальным в иных местах, отступая от содержания предыдущих пунктов статьи, если это удобно для следственных органов (например, по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей).
  3. Персональная подсудность – еще один вид, позволяющий определить организацию расследования исходя из статуса субъекта преступного деяния или потерпевшего.

Законодательство содержит ряд субъектов - военнослужащие, сотрудники полиции и иные лица, действия которых или в отношении которых будут расследоваться Следственным комитетом Российской Федерации без привязки к конкретным составам УК РФ, определяется законом.

Компетенция органов, проводящих расследование

Компетенция органов, проводящих расследование

Для использования законодательства в юридической деятельности рекомендуется использовать СПС Консультант или Гарант, которые позволяют получить актуальную версию нормативно-правовой базы в доступной форме.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие осуществляется:

  • Следователи Следственного комитета Российской Федерации - должностные лица, которые в соответствии со ст. 151 УПК РФ, расследованию поручаются наиболее ответственные и тяжкие преступления против жизни и здоровья - 105-110.2 (составы, которые по своим основным последствиям содержат смерть человека в разделе против жизни и здоровья, то есть от убийства до организации деятельности, направленной на склонение к совершению самоубийства), 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека), 120 (Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации) . В разделе о свободе, чести и достоинстве личности СК РФ применены составы ст. 126-128 (Похищение человека, Незаконное лишение свободы, Торговля людьми, Использование рабского труда, Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях). Далее к компетенции СК РФ относится расследование по 18 (Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности) и 19 (Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина) глав УК РФ. . Также СК РФ находится под следствием по преступлениям 151.2(, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 185 - 185.6, 194 части третья и четвертая, 198-199.4, 200.4, 200.5, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 - 205.2 , 205,2 205,5, 208-212,1, 215, 215,1, 216-217,2, 227, 235,1, 237, 238, 238,1, 239, 240,1, 242,1, 242,2, 246-249, 250 по две и по три части и 251 три вторые и третьи, 254 части вторая и третья, 255, 258.1 части вторая и третья, 263, 263.1, 269, 270, 271, 271.1, 279, 282-282.3, 284.1, 285-291.1, 292-293, 294 части вторая и в-третьих, 295, 296, 298.10-305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 - 354.1 (почти все преступления против военной службы (кроме статьи 331) и часть преступлений против мира и безопасность человечества) и 356 - 361 УК РФ, а также любые преступления, совершенные лицами из статьи 477 УПК РФ, или преступления, совершенные в отношении них в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, как хорошо l как тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних;
  • Следователи ФСБ осуществляют надзор за расследованием преступлений, связанных с обеспечением государственной и общественной безопасности, а также преступлений, имеющих обширные последствия для населения или государства, предусмотренных статьями 189 (незаконный вывоз сырья или оказание услуг/работ, которые могут использоваться для создания оружия массового поражения, вооружения и военной техники, 200.1 часть вторая, 205-205.5 (преступления террористического характера), 208 (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (захват воздушного или водное транспортное судно), 215.4 часть вторая пункт «б», 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 часть третья, 322.1 часть вторая, 323 часть вторая, а также отдельные преступления против мир и безопасность человечества, предусмотренные статьями 355, 359 и 361 УК РФ;
  • Следователи ОВД для проведения следствия получили составы, не затронутые двумя предыдущими категориями следователей (более 170 составов);

В составах существует определенное соотношение в делении подсудности на примерно равное количество расследуемых преступлений.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие осуществляется:

  • Следователи ОВД проводят предварительное следствие по более чем 135 составам преступлений, предусмотренных УК РФ и указанных в ст. 150 УПК РФ;
  • Дознаватели пограничных органов ФСБ проводят предварительное следствие по таким составам, как статьи 253 и 256 УК РФ (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ). и незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов соответственно), ч. 1 и 2 ст. 322 УК РФ - незаконное пресечение государственной границы РФ и ч. 1 ст. 323 УК РФ - незаконное изменение государственной границы РФ;
  • Следователи ФССП проводят дознание по сугубо специальным правонарушениям, предусмотренным такими составами УК РФ, как ст. 157 Невыплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, ст. 177 Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, ч. 1 ст. 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия, ст. 297 Неуважение к суду, ч. 1 ст. 311 Разглашение сведений о мерах безопасности, примененных к судье и участникам уголовного производства, ст. 312 Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи, аресту либо конфискации, ст. 315 Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта;
  • Дознавательные органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы проводят расследование составов, предусмотренных ст. 168 Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности, ч. 1 ст. 219 Нарушение требований пожарной безопасности, ч. 1 и 2 ст. 261 Уничтожение или повреждение лесных насаждений, что имеет немаловажное значение для обеспечения безопасности данной территории;
  • Следователи таможенных органов Российской Федерации производят предварительное расследование по подведомственным им составам, как в ч. 1 и 2 ст. 194 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица и ст. 200.1 Контрабанда наличных денег и/или денежных инструментов.

В части 5 ст. 151 указывает на альтернативную подведомственность - в нескольких составах УК РФ реально проведение расследования органами, выявившими данное преступление, что, однако, не исключает возможности передачи дела ответственным государственным организациям .

В составе также устанавливается положение о том, что при возникновении споров о подведомственности уголовного дела все вопросы, касающиеся его определения, разрешаются прокурором. Также к компетенции прокуратуры относится определение подведомственности при объединении нескольких дел, если они расследуются разными органами, но с соблюдением правил, определенных ст. 151 УПК РФ, подсудность, что является нередким явлением и требует от прокурора знания уголовно-процессуального законодательства, наподобие таблицы умножения.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное