ma2business.ru
Главная »

Проверка Минюста: как не ошибиться | Филантроп

Гражданское право

Основная навигация

Ежегодно Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами проводится плановая проверка деятельности некоммерческих организаций на соответствие законодательству и их учредительным документам. Константин Воробьев, юрист Благотворительного фонда развития благотворительности КАФ, изучив результаты всех проверок некоммерческих организаций Главным управлением Минюста РФ по г. Москве за 2019 год, выявил самые распространенные нарушения и способы их устранения.

Как узнать о проверке

Особенностью плановых проверок является возможность подготовиться к ним заранее, так как график проверок НКО публикуется в ноябре-декабре предыдущего года. Посмотреть, запланирована ли проверка вашей организации на 2020 год, можно как на сайте профильного ведомства Минюста России, так и в ФГИС «Единый реестр проверок» - https://proverki.gov.ru/.

Список документов, запрашиваемых для проверки, легко найти и редко содержит сюрпризы. Обычно помимо учредительных документов запрашиваются все документы, так или иначе связанные с управлением организацией (протоколы органов управления, приказы директора), программной деятельностью, распоряжением денежными средствами (договоры, акты, отчеты, выписки со счетов) , финансовая и бухгалтерская отчетность - есть время навести порядок.

Нарушения, выявленные в московских некоммерческих организациях в 2019 году, рассматриваются в следующем виде: сначала содержащиеся в учредительных документах, затем в протоколах и решениях органов управления и, наконец, выявленные в текущей деятельности НПО.

Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2020 году

1. Ошибки в уставе организации

Казалось бы, при регистрации НКО, внесении изменений в устав Минюст России и так крайне тщательно проверяет каждую формулировку на соответствие требованиям закона, зачем еще раз проверять?

Однако законодательство часто меняется, а в положениях основного документа организации остаются устаревшие нормы, которые могут прямо противоречить новым законам, поэтому задача проверяющего органа – напомнить НКО о необходимости приведения их в соответствие с все требования.

  • Определение НКО

Если устав был зарегистрирован до 2014 года, велика вероятность того, что в нем даже будет содержаться неверное определение организационно-правовой формы некоммерческой организации. Так, в результате реформы корпоративного законодательства в определение фонда и автономной некоммерческой организации было включено указание на то, что это «унитарная» организация. Если это не будет отражено в уставе фонда/АНО, Минюст России непременно заметит несоответствие положений устава статье 123.17/123.24 ГК РФ.

Что необходимо сделать: проверить актуальность определения организационно-правовой формы и ее признаков в уставе (глава 4 ГК РФ).

  • Компетенция органов управления НКО

Наиболее распространенной ошибкой является неправильное указание исключительной компетенции органов управления НКО. Важно отметить, что устав должен содержать полный перечень всех вопросов, решение которых относится к компетенции высшего органа управления.

Неоднократно Главным управлением Минюста России по г. Москве выявлялось, что к компетенции высшего органа управления не отнесены следующие вопросы:

В учредительном документе также обязательно должно быть отражено, что по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления решения принимаются либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов путем очного голосования.

При этом проверяющий орган обратил внимание на то, что в уставе должны быть не только правильно определены порядок формирования и срок полномочий органов управления, но и правильно указаны их наименования. Так, в частности, высший орган управления не может именоваться «правлением» в фонде, либо «советом/правлением/президиумом» в объединении, общественной организации, поскольку в соответствии с главой 4 ГК РФ Российской Федерации данные наименования предусмотрены для коллегиального исполнительного органа некоммерческой организации.

Что необходимо сделать: проверить, чтобы формулировка устава об органах управления НКО в точности соответствовала статьям 28 и 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также нормам главы 4 Гражданского кодекса. Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона «О благотворительной деятельности и волонтерской деятельности (волонтерстве)» и положениями Федерального закона «Об общественных объединениях».

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный анализ

  • Преобразование и ликвидация НПО

Нормы закона о преобразовании и ликвидации некоммерческих организаций также претерпели за последнее время существенные изменения. Как следует из комментариев Минюста России, в уставе должны быть четко прописаны все организационно-правовые формы, в которые может быть преобразована некоммерческая организация, либо должно быть указано, что реорганизация не допускается. Что касается ликвидации, то хотя положения, касающиеся этой процедуры, четко определены в законе, Минюст России требует подробного описания процедуры ликвидации в уставе некоммерческой организации.

Что необходимо сделать: проверить, все ли организационно-правовые формы преобразования НКО, отраженные в уставе, актуальны, установлен ли порядок ликвидации и соответствует ли он статье 63 ГК РФ, т.к. а также статью 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

  • Символизм в уставе

Среди наиболее частых нарушений – отсутствие описания символов в уставе. На основании информации на официальном сайте НКО, в представленных документах, письмах Минюст России делает вывод о наличии символики организации, в основном эмблемы (в большинстве случаев под эмблемой понимается изображение животного, природное явление или другой символ рядом с названием организации). В случае наличия условного обозначения, но не описанного в уставе, это будет считаться нарушением требований пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Что необходимо сделать: проверить, используется ли эмблема на бланке, официальном сайте организации, содержится ли ее описание в уставе.

  • Другие ошибки

Следует отметить, что хотя и в очень редких, но достойных упоминания случаях Минюст России обнаружил следующие ошибки:

Из приведенных примеров нарушений можно сделать вывод, что законодательство о некоммерческих организациях на современном этапе развития не является стабильным, поэтому контроль за соответствием устава как основного документа организации таким изменениям является безусловным заданием. для каждой НКО.

  • Ошибки в оформлении деятельности органов управления

Анализ выявленных нарушений показывает, что серьезной трудностью для некоммерческих организаций является исполнение решений или протоколов заседаний органов управления.

Чаще всего Минюст России указывает, что в представленных документах отсутствуют следующие сведения:

Кроме того, установлено, что периодичность проведения заседаний органов управления, закрепленная в уставе организации, а также исключительная компетенция высшего органа управления, вопросы которой не могут быть переданы на решение другим органам управления организации, часто нарушаются.

Что необходимо сделать: проверить регулярность проведения заседаний органов управления НКО, а также правильность оформления протоколов и решений этих органов на соответствие уставу и требованиям, установленным статьей 181.2 ГК РФ. Российской Федерации, пункты 4, 5 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

  • Ошибки в текущей деятельности

Рассмотренный в данной главе вид ошибок возникает в результате повседневной деятельности некоммерческой организации, поэтому чаще всего представлен в виде нарушения сроков совершения или не совершения предусмотренных действий. ибо по закону.

  • Местоположение, адрес

На основании представленных договоров и отчетов Минюст России проверяет информацию о месте нахождения постоянно действующего руководящего органа НКО - директора/правления. В отдельных случаях должностное лицо, указанное в приказе о проведении проверки, может лично убедиться в достоверности, посетив адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ.

Если проверяющий орган установит, что НКО не находится по данному адресу, это будет признано нарушением пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому организация должна уведомить об этом в течение трех дней со дня внесения изменений.

  • Отчеты о деятельности

Минюст России самостоятельно занимается поиском и рассмотрением сведений о представлении отчетов НКО, предусмотренных, в частности, пунктом 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», об их деятельности. , о персональном составе органов управления, а также документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных из иностранных источников.

Кроме того, соблюдение требований пункта 3.1 и пункта 3.2 статьи 32 вышеуказанного закона о размещении организацией в сети Интернет или предоставлении средствам массовой информации отчета о своей деятельности либо сообщения о продолжении своей деятельности подлежит проверка.

Соблюдение положений настоящего раздела должно быть наиболее значимым для НКО, поскольку неоднократное непредоставление указанных сведений является основанием для обращения Минюста России в суд с заявлением о ликвидации данной организации.

Цифровизация, этика, диалог: важные итоги 2019 года в некоммерческом секторе

  • Информация о филиалах или представительствах

Значительно реже проверяющий орган выявляет, что НКО осуществляет свою деятельность за пределами своего местонахождения (арендует помещения, нанимает сотрудников, рассказывает об этом на сайте и т.п.), а сведения о филиалах или представительствах организации не содержатся в Единой Государственный реестр юридических лиц, что является нарушением требований статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку НКО не уведомила о эти изменения в течение трех дней.

  • Конфликт интересов

Особое внимание следует обратить на отсутствие одобрения вышестоящего или контролирующего органа в случае совершения сделки с конфликтом интересов. Например, при обнаружении Минюстом России возмездного соглашения между НКО и иным юридическим лицом, в котором директором/учредителем является руководитель некоммерческой организации, а решение об одобрении указанной сделки не прилагается, будет зафиксировано нарушение статьи 27 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Что необходимо сделать: проверить актуальность всех сведений об организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, убедиться, что отчетность представлена ​​в полном объеме, а также провести аудит деятельности и документов ЕГРЮЛ. организация на регулярной основе.

  • Нарушение требований к запрашиваемым документам

Важно не только вести деятельность в соответствии с законодательством и учредительными документами, но и не допускать ошибок при подготовке документов, необходимых для проверки Минюстом России.

Так, в одном случае проверяющий орган указал, что непредставление в полном объеме документов, указанных в предписании на проведение проверки, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ. Российской Федерации, поскольку представляет собой неповиновение законному распоряжению должностного лица организации, уполномоченного на осуществление государственного контроля.

Кроме того, документы необходимо подавать в надлежаще оформленном виде, а именно копии должны быть прошиты, пронумерованы и подписаны уполномоченным лицом. Невыполнение данного требования также может быть признано Минюстом России отдельным нарушением, поэтому особенно важно крайне внимательно отнестись к сбору и подготовке документов и начать этот процесс заблаговременно.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное