ma2business.ru
Главная »

Водители поддержали повышение стоимости полиса ОСАГО для лихачей

Автомобильное право

История либерализации

Тарифная политика в ОСАГО полностью находится в компетенции Центрального банка. Стоимость полиса ОСАГО зависит от набора коэффициентов (региональный и коэффициент в зависимости от наличия страховых возмещений в прошлом, стажа и возраста водителя, периода использования транспортного средства, мощности). Например, в Крыму и Чечне самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, а в Москве и Санкт-Петербурге самые высокие — 2.

Осенью Минфин предложил свои поправки к системе ОСАГО. В частности, проект предусматривал исключение из формулы расчета окончательной цены полиса фактора мощности и территориального фактора. Вместо этого было предложено ввести коэффициент нарушения ПДД. Кроме того, по проекту Минфина, ЦБ должен устанавливать только общие пределы базовой ставки, а конкретное значение ставки будет определять страховщик в зависимости от характеристик автомобиля. Компания сможет ввести ряд понижающих коэффициентов в зависимости от стиля вождения клиента. Для этого страховщик сможет установить на автомобиль клиента устройство телематики.

Минфин также предложил оформить три вида страховых полисов. Кроме тех, по которым предусмотрены выплаты в размере 500 тыс. руб. в связи с причинением вреда жизни и здоровью и 400 тыс. руб. - имущество, ведомство предлагает ввести выплаты в размере 1 млн руб. в связи с причинением вреда жизни и 1 млн руб. - имущества и 2 млн руб. в случае причинения вреда жизни и 2 млн руб. - имущество. Сейчас есть полисы с лимитом выплат 500 тысяч рублей. в случае причинения вреда жизни и здоровью и 400 тыс. руб. - имущество.

Тогда страховщики назвали предложенные Минфином поправки «крайне неудачными» и внесли свои предложения — согласно им, с июля 2018 года ЦБ должен будет регулировать только аварийность, нарушения ПДД и максимальную цену полиса. в тарифах ОСАГО. Полный отказ от регулирования ОСАГО со стороны ЦБ в этом варианте должен произойти с начала 2020 года.

Сейчас проект либерализации тарифов все еще обсуждается страховым сообществом совместно с Минфином и ЦБ. План первого этапа (полтора-три года) тарифной либерализации в ОСАГО может появиться уже летом 2018 года, заявил на прошлой неделе замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, либерализация должна будет пройти в два этапа. На первом этапе будут расширены существующие границы тарифного коридора по величине, который в настоящее время установлен на уровне 20%; после расширения расширение границ тарифного коридора может составить 40%. На втором этапе после полного выпуска тарифов резкого роста средних значений не ожидается, уточнил замминистра. Разница в стоимости полисов будет более существенной в зависимости от стиля и истории вождения клиента. «В среднем по рынку, даже с учетом второго этапа реформы в ОСАГО, цены могут вырасти на 20-30%, по расчетам актуариев страхового рынка», — уточнил Моисеев.

Оценка перспектив

Либерализация тарифов ОСАГО приведет к более справедливому установлению тарифов для автовладельцев, когда добросовестный водитель за плохого не платит, считают участники рынка.

Либерализация не обязательно означает повышение тарифов, считают в Российском союзе автостраховщиков (РСА), приводя в пример международный опыт. «В других странах — в Польше, Эстонии, Латвии, Литве — в ходе либерализации произошло незначительное повышение тарифов в пределах 10-15%, а затем ситуация стабилизировалась», — сказал представитель ОГА в ответ на запрос РБК.

Ситуацию с либерализацией нельзя рассматривать в отрыве от текущей ситуации на рынке ОСАГО, где действуют недобросовестные автоюристы, посредники и мошенники, считает заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. «Если бы при либерализации можно было остановить работу недобросовестных автоюристов, то, вероятно, корректировка тарифов при либерализации была бы незначительной — для одних категорий граждан они повышались бы, в одних регионах — снижались, в других они увеличатся», — отмечает он.

Тем не менее, если в тех регионах, где огромный убыток по платежам (в "лидерах", по данным ОГА - Карачаево-Черкесии, Ингушении, Адыгее), люди поймут, что переплата за полис после либерализации возникнет только потому, что «подкормки» автоюристов, то ставки со временем могут снизиться, отмечает Иванов. «Понятно, что, например, в Волгограде, где убыточность более 300%, тарифы должны были быть увеличены как минимум в три раза, чтобы покрыть убытки от недобросовестных автоюристов», — добавляет он.

«Эксперт РА» также согласен с тем, что в самых убыточных регионах тарифы вырастут из-за автоюристов. «Тарифы явно будут расти в проблемных южных регионах, таких как Волгоградская область, а также для водителей с плохой страховой историей», — говорит управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янин. Для водителей с большим стажем безаварийного вождения из регионов, где нет автоюристов, тарифы могут быть снижены, полагает эксперт.

Сейчас рынок страдает от отсутствия тарифа на фоне «неадекватных» коэффициентов, например, по мощности, говорит Игорь Иванов. «Сейчас, если у вас Land Rover, то цена полиса выше, чем если бы у вас были «Жигули», но «Жигули» могут обыграть столько же автомобилей, сколько и Land Rover», — уточняет страховщик.

Пример работы электронной ОСАГО показывает, что примерно 84% клиентов без проблем будут заключать договоры на сайте страховщика, говорится в сообщении РСА. «Это говорит о том, что 84% клиентов не являются проблемными для страховщиков, высокой убыточности для них нет, страховщики готовы с ними работать», — отмечают в профсоюзе. Поэтому при либерализации ОСАГО изменения тарифа, скорее всего, ожидать не будут — возможно, на часть он снизится, отметили они.

При этом, по оценкам RSA, оставшиеся 16% являются проблемными высокоубыточными клиентами. «Это водители такси, молодые водители, автовладельцы из проблемных регионов. Для них могут быть корректировки тарифа при либерализации», — заключили в союзе.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное