Как вернуть подарочную карту: пошаговая инструкция
Чтобы обменять подарочную карту на деньги, важно помнить, что мирные переговоры всегда в приоритете. Для начала нужно попытаться добровольно решить вопрос с компанией, выпустившей подарочный сертификат, чтобы не доводить дело до суда. В первую очередь нужно попросить организацию выдать бланк заявления на возврат или составить его в свободной форме. Если документ не принят, можно предъявить официальную претензию.
Если это не поможет, то только тогда нужно обращаться в суд. А чтобы пресечь подобное поведение компании в будущем, вы можете подать на нее жалобу в Роспотребнадзор.
Совет эксперта: полезно обсудить возврат подарочного сертификата в соответствии с законом о защите прав потребителей с экспертом. Наши юристы подробно расскажут, что необходимо сделать в вашей конкретной ситуации, и помогут с оформлением всех официальных документов.
Шаг №1. Составление заявки
Не исключено, что вам удастся вернуть деньги устно, после разговора с администратором или директором магазина. Но, если ваше красноречие и логические доводы на них не сработали, смело пишите заявление. Для таких случаев в компаниях обычно есть установленный шаблон документа. Но, если его нет, вы вправе оформить обращение в свободной форме, указав все обстоятельства внутри вашей ситуации.
Как правило, в заявлении указывается:
- Название и адрес компании, выпустившей подарочную карту;
- ФИО, адрес, контактные данные заявителя;
- Индивидуальный номер и номинал сертификата;
- Заявление о возврате денег;
- Реквизиты банковского счета, на который компания должна перевести деньги, после чего возможен возврат сертификата.
Заявление также передается директору или администратору магазина. Его нужно сделать в 2-х экземплярах, чтобы один из них оставить себе. Важно, чтобы руководство компании сделало на нем отметки о принятии. Если администрация откажется принять заявку, она может быть отправлена им заказным письмом с уведомлением о получении.
Шаг №2. Оформление претензии
Если неиспользованный подарочный сертификат не удалось вернуть добровольно, стоит направить в компанию официальную претензию. По закону компания, принявшая заявку, обязана перечислить деньги потребителю в течение 10 дней. Если этого не произошло, то стоит направить официальную претензию администратору или директору магазина (она также составляется в 2-х экземплярах, и важно, чтобы на ней была пометка о принятии). В случае отказа в его приеме вы также можете отправить документы заказным письмом с уведомлением о вручении.
Чтобы не ошибиться при составлении претензии, воспользуйтесь нашим шаблоном.
Шаг №3. Обращение в суд
Если никакие добровольные методы не помогли вернуть средства, придется подавать иск в суд. Скорее всего, заявление нужно будет подать мировому судье — он рассматривает дела «по себестоимости» до 100 тысяч рублей. При подаче иска в защиту прав потребителей граждане не уплачивают госпошлину, если сумма исковых требований не превышает 1 млн руб.
Чтобы понять, к какому мировому судье обращаться, нужно воспользоваться сервисом GAS Justice. В разделе «JPs» вам нужно будет ввести данные о населенном пункте и регионе, где проживает истец. Также потребуется указать улицу, на которой проживает гражданин. Информационная система сравнит данные и подскажет, какой магистрат принимает заявления по той или иной сфере.
Судебная практика по возврату подарочных сертификатов
Хотя суды часто встают на сторону держателей подарочных карт, бывают случаи, когда они встают на сторону продавцов. Например, в мае 2020 года Верховный суд РФ рассмотрел дело № 78-КГ20-3 о приобретении сертификата в ювелирной сети.
Известно, что мужчина приобрел подарочный сертификат на сумму 200 тысяч рублей. в ювелирной цепочке. Однако через несколько дней он решил вернуть документ, сославшись на то, что передумал. Когда он обратился к представителям ювелирной сети, ему сообщили, что все заявления и претензии должен принимать предприниматель, владелец конкретного магазина. Мужчина так и сделал, а предприниматель предложил потребителю лично прийти в магазин, чтобы проверить паспортные данные, банковские реквизиты и аннулировать подарочную карту.
Но покупатель не захотел добровольно урегулировать спор и обратился в суд. В нижестоящих инстанциях мужчина выиграл суд, взыскав, в том числе, с предпринимателя компенсацию морального вреда, судебные издержки, штраф и проценты за пользование чужими денежными средствами. Однако Верховный суд РФ встал на сторону продавца: суду было непонятно, почему покупатель не хочет решать спор мирным путем, хотя бизнесмен пошел ему навстречу.
Вывод
Возврат подарочного сертификата, к сожалению, может закончиться судебным разбирательством. Недобросовестные продавцы часто умышленно нарушают права потребителя, желая получить дополнительный доход за свой счет, не желая обналичивать средства покупателя. Однако подарочную карту можно аннулировать, ведь она фактически является подтверждением внесения предоплаты в пользу компании. Главный вопрос, как правильно его вернуть, чтобы компания оформила возврат.